Житие Давида IV Возобновителя , царя Иверии и Абхазии
Святой благоверный и великий царь грузинский Дави́д IV Возобновитель (Строитель) родился в 1073 году в Кутаиси. Он происходил из древней династии Багратионов и был сыном царя Георгия II. На шестнадцатом году жизни, в 1089 году, в самый трагический период истории Грузии, он был помазан на царство. Страна, древняя И́верия, была разорена опустошительными набегами турок-сельджуков. Огромные территории обезлюдели, храмы были в поругании, а царская власть ослабла.
С первых дней правления святой Давид начал проводить решительные реформы. Он создал новое регулярное войско «монаспа». Понимая, что духовное возрождение должно предшествовать военному, царь обратил взор на состояние Грузинской Церкви, где многие кафедры занимались по праву наследования, а не по достоинству.
В 1103 году царь Давид созвал общенациональный церковный собор в Руи́сско-Урбни́сском монастыре. Царь лично председательствовал на нём, обличая недостойных архиереев. В результате Собор низложил многих из них, утвердил канонический порядок избрания епископов и укрепил православное вероучение, в частности, в полемике с монофизитством.
Укрепив тыл, царь Давид приступил к освобождению страны. Он прекратил выплату дани сельджукам. В 1110-х годах он также переселил в Грузию до 40 000 половецких (кыпчакских) семей, которые были обращены в Православие и составили ядро его новой армии.
Кульминацией его борьбы стала Дидгорская битва 12 августа 1121 года. Против Грузии выступила огромная коалиционная армия мусульманских эмиратов. Перед битвой царь обратился к воинам с речью, призывая их сражаться за Веру и Отечество. Чудесная победа, одержанная грузинами, вошла в историю как «Победа Чудесная». Эта победа позволила в 1122 году освободить Тбилиси, бывший более 400 лет под властью эмирата, и перенести туда столицу.
Святой Давид был не только воином, но и великим строителем (за что и получил прозвание «Агмашенебели» – Строитель). Его величайшим творением стал Гела́тский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы близ Кутаиси. Царь задумал его как духовный и научный центр всей Грузии, «вторые Афины». При монастыре была основана академия, куда приглашались лучшие учёные и богословы.
Личная жизнь царя была образцом христианского благочестия. Он вёл строгую, почти аскетическую жизнь, много молился и каждый день читал Священное Писание. Ему принадлежит выдающееся произведение грузинской духовной литературы – «Гала́бани покаяннии» (Гимны покаяния). В этом глубоко личном сочинении царь, достигший вершины славы, сокрушается о своих грехах. Скончался святой благоверный царь Давид 24 января (по старому стилю) 1125 года. Исполняя его волю, его похоронили у южного входа в Гелатский монастырь, под камнем, дабы каждый входящий в обитель попирал ногами его могилу.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке