Житие блгв. кн. Константина и чад его Михаила и Феодора, Муромских, чудотворцев
Авторские жития святых
Житие святых благоверных князей Константина и чад его, Михаила и Феодора, являет нам великий образец христианского миссионерства и жертвенной любви правителя к своим подданным. Исторически личность святого Константина отождествляется исследователями с князем Ярославом Святосла́вичем, внуком Ярослава Мудрого, хотя агиографическая традиция часто именует его только крестильным именем Константин, подчеркивая его равноапостольный подвиг, подобный деяниям императора Константина Великого.
Начало подвига и мученичество князя Михаила
Получив от своего отца, Черниговского князя Святослава, в удел город Муром, благоверный князь столкнулся с серьезным вызовом. Населявшие этот край финно-угорские племена (мурома, мещера) твердо держались языческих верований. Прежние князья (в том числе святой страстотерпец Глеб) не жили в самом Муроме, опасаясь дикости местных нравов. Константин же решился на этот шаг, испросив благословение на просвещение края светом Евангелия.
Святой князь направил к жителям города своего сына — благоверного князя Михаила, надеясь мирным путем склонить их к принятию власти и веры. Однако муромцы, закоренелые в идолопоклонстве, убили юного посланника. Тело его было брошено на растерзание птицам и зверям, но чудесным образом осталось невредимым. Прибыв с войском, Константин с великой скорбью предал земле тело сына-мученика, но, вопреки обычаям того времени, не предал город огню и мечу за убийство княжеского отрока.
Чудотворный образ и Крещение Мурома
Установив свою власть, князь не принуждал жителей к крещению насилием. Горожане, хотя и подчинились политически, духовно оставались враждебными. Они говорили: «Князю кланяемся и дань даем, но веры новой не примем». Ситуация накалилась до того, что вооруженная толпа окружила княжеский двор, требуя изгнания Константина. Князь затворился в домовой церкви и горячо молился. Затем он надел парадные ризы и вышел к бунтовщикам, неся в руках икону Божией Матери, привезенную им из Киева и впоследствии прозванную «Муромской».
Случилось чудо: яростные язычники, увидев сияние, исходившее от Лика Богородицы, и бесстрашие безоружного князя, внезапно переменились. Благодать Божия коснулась их сердец. Они побросали оружие и со слезами просили Крещения. Массовое крещение муромцев произошло в реке Оке, близ церкви святых Бориса и Глеба. Это событие стало поворотным моментом в истории края, превратив Муром из оплота язычества в один из духовных центров Руси.
Устроение Церкви и кончина
Всю оставшуюся жизнь святой Константин посвятил утверждению Православия: строил храмы, основывал монастыри и училища. Главным его детищем стал собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (впоследствии — Благове́щенский монастырь), где он завещал себя похоронить. Верным сподвижником отца стал его другой сын — благоверный князь Фео́дор. Он продолжил дело отца, являя пример мудрого и милостивого правления.
Скончался святой князь Константин в 1129 году. Тело его было погребено рядом с убиенным Михаилом и почившим Феодором. Почитание князей началось вскоре после их кончины, но общецерковное прославление состоялось после обретения их мощей в середине XVI века, при строительстве нового каменного собора. Тогда, открыв гробницы, люди увидели тела князей нетленными.
Почитание и иконография
Святые изображаются на иконах вместе: в центре — отец, князь Константин, по бокам — его сыновья. Часто в руках у Константина изображается храм, символизирующий его роль строителя Церкви, или Муромская икона Божией Матери. Они почитаются как покровители Муромо-Ряза́нской земли и помощники в деле миссионерства и воспитания детей в вере.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке