Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие блж. Стефана Лазаревича и матери его Милицы , Сербских

История Сербской Церкви и государства знает немногие примеры столь высокого соединения государственного мужества и монашеского смирения, какое явила святая благоверная княгиня Ми́лица. Она родилась около 1335 года и принадлежала к боковой ветви святородной лозы Не́маничей. Ее отцом был жупан Вратко, правнук Вукана Неманича (сына святого Симеона Мироточивого). Это происхождение определило ее глубокую укорененность в византийско-сербской православной традиции.

Выйдя замуж за князя Лазаря Хребеляновича, правителя Моравской Сербии, она стала матерью восьмерых детей. Летописцы отмечают, что их двор отличался не пышностью, но молитвенным духом и книжностью. Однако мирное течение жизни было прервано османским нашествием. После трагедии на Косовом поле в 1389 году, когда погиб святой князь Лазарь и была уничтожена военная элита страны, Сербия оказалась на грани исчезновения. В этот критический момент вдовица не предалась отчаянию, но взяла кормило власти в свои руки, став регентом при малолетнем сыне Стефане.

Подвиг правительницы и матери

Период регентства святой Милицы историки называют временем «дипломатии слез и молитв». Ей предстояло усмирять внутренние распри вельмож, желавших воспользоваться слабостью центральной власти, и одновременно вести переговоры с султаном Баязи́дом. Святая совершила личный подвиг самоотречения, согласившись на брак своей младшей дочери Оливеры с султаном, чтобы предотвратить полное разорение сербских земель. Благодаря ее мудрой политике, Сербия сохранила внутреннее самоуправление и возможность исповедовать Православие.

Святая Милица также прославилась как покровительница искусств и литературы. Под ее опекой при дворе развивалась «Ресавская школа» книжности. Она сама обладала литературным даром, о чем свидетельствуют сохранившиеся молитвенные тексты, в частности, трогательная «Молитва матери» и «Вдовству моему жених». Вместе со своей родственницей и духовной сестрой, монахиней Ефимией (первой сербской поэтессой), они создали при дворе атмосферу высокого духовного аристократизма.

Монашеский путь и кончина

В 1393 году, когда Стефан Высокий достиг совершеннолетия, княгиня удалилась в задужбину (монастырь, построенный на помин души) Любости́ня. Здесь она приняла малую схиму с именем Евгения. Однако и в монастыре она не оставила попечения о народе. Известен случай, когда во время мятежа одного из вельмож против Стефана, монахиня Евгения лично отправилась к султану, чтобы оправдать сына и предотвратить карательный поход турок. В этой поездке, при содействии Ефимии, она испросила у султана великую святыню — мощи преподобной Параскевы Сербской, которые были торжественно перенесены в Белград.

Перед самой кончиной преподобная приняла великую схиму с именем Евфроси́ния. 11 ноября 1405 года святая мирно отошла ко Господу. Она была погребена в монастыре Любостиня, в левом приделе храма. Вскоре после кончины началось ее почитание, а у гробницы стали происходить чудеса исцеления. Сербская Церковь прославляет ее не только как преподобную, но и как «Царицу» (Царица Милица), подчеркивая ее роль в сохранении нации.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист