Житие апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула
Авторские жития святых
Господь Иисус Христос, готовя мир к принятию Благой Вести, избрал сначала двенадцать апостолов, а затем, как повествует евангелист Лука, избрал «и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк. 10:1). В сонме этих семидесяти апостолов были и святые Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий и Аристовул, чью память Святая Церковь совершает 13 ноября (31 октября по старому стилю).
Сведения об их жизни и трудах сохранились во многом благодаря их упоминанию в Послании к Римлянам святого апостола Павла, который высоко ценил их ревность по Бозе. В завершение своего послания, передавая приветствия римской общине, апостол Павел пишет: «Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе. Приветствуйте Урвана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне. Приветствуйте Апеллия, испытанного во Христе. Приветствуйте [тех] из [дома] Аристовулова. Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте [тех] из [дома] Наркиссова, которые в Господе» (Рим. 16:8-11).
Святой апостол Ста́хий был одним из тех, кто с особым усердием внимал проповеди святого апостола Андрея Первозванного. Когда апостол Андрей, пройдя земли Скифии и побережье Понта Евксинского (Черного моря), достиг города Византи́я, будущего Константинополя, он основал там первую христианскую общину. Святитель Димитрий Ростовский сообщает, что святой Андрей рукоположил Стахия в сан епископа для этой новой паствы. Святой Стахий стал, таким образом, первым епископом Византийским. Он ревностно трудился на этом поприще в течение шестнадцати лет, с 38 по 54 год по Рождестве Христовом. Устроив церковь в Аргирополе, одном из предместий города, он мудро окормлял свою паству, приводя ко Христу и эллинов, и иудеев, и мирно отошел ко Господу.
О святом А́мплии, которого апостол Павел называет «возлюбленным... в Господе», известно, что он был епископом в городе Диосполе (по другим сведениям, в Одиссополе). Как и другие апостолы, он неустанно проповедовал Евангелие, искореняя языческое нечестие и сокрушая идолов. Его пламенная проповедь вызывала ярость у иудеев и язычников. Претерпев от них множество мучений, святой Амплий принял мученический венец, запечатлев свою верность Христу кровью.
Святой Урван, названный апостолом Павлом «сотрудником нашим во Христе», также много потрудился в благовестии. Он был поставлен епископом в Македонии. Его апостольские труды были сопряжены с многочисленными гонениями и опасностями. Как и святой Амплий, он доблестно пострадал за имя Христово и был умучен противниками христианской веры.
Святой Нарки́сс, которого апостол Павел приветствует в числе «тех, которые в Господе», был поставлен епископом в Афины. В этом центре эллинской мудрости и философии святой Наркисс сеял семена веры Христовой, претерпевая насмешки и гонения от приверженцев языческих культов. Его проповедь была успешной, но закончилась для него мученической кончиной за Христа.
Святой Апеллий, названный апостолом Павлом «испытанным во Христе», что указывает на его стойкость в вере и многочисленные скорби, был епископом города Иракли́и во Фракии. Он обладал даром чудотворения, чем многих обратил от тьмы идолопоклонства к свету Евангелия. Перенеся множество нападок и страданий от язычников, он, в отличие от многих своих собратьев, дожил до глубокой старости и мирно предал свою душу Господу.
Особое место занимает служение святого Аристову́ла. Он происходил с Кипра и был родным братом апостола от двенадцати Варнавы. Святой Аристовул часто сопровождал апостола Павла в его трудах. Именно апостол Павел направил его на проповедь в далекую и суровую Британию. В то время жители Британских островов были погружены в дикое язычество (друидизм). Предание гласит, что святой Аристовул претерпел там неимоверные страдания: его влачили по улицам, били, издевались над ним. Но апостол не отступил. Силой Божией он совершал чудеса, постепенно просвещая варваров светом Христовой веры. Он основал в Британии первую церковь, рукоположил пресвитеров и диаконов для новой паствы и, много потрудившись, мирно скончался там же, в Британии.
Таким образом, эти шесть святых апостолов, трудясь в разных концах тогдашней ойкумены — от Византии и Фракии до Афин и далекой Британии, — исполняли единое дело Христово, утверждая Церковь Божию на земле. Их совместное празднование напоминает нам о единстве апостольской проповеди и о том, что в Теле Христовом «все члены... составляют одно тело» (1 Кор. 12:12).
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке