Житие апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога
Авторские жития святой
История Апостольского века сохранила имя святого апостола от 70-ти Патро́ва как пример верного служения Христу в самом сердце языческого мира. Скудные сведения, которые дошли из первых веков христианства, тем не менее, позволяют воссоздать образ ревностного архипастыря, стоявшего у истоков Церкви в Италии.
Главным письменным свидетельством о святом Патрове является Послание к Римлянам святого апостола Павла. В 16-й главе, содержащей обширный список приветствий римским христианам, Павел пишет: «Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и находящихся с ними братьев» (Рим. 16:14). Это упоминание говорит о том, что Патров к моменту написания послания (около 58 года по Р.Х.) уже был известным и уважаемым членом римской христианской общины, возможно, возглавлявшим одну из домашних церквей. Само имя «Патров» (лат. Patrobas) является сокращенной формой от греческого «Патробиос» (Жизнь отца), что может указывать на его происхождение из вольноотпущенников или людей, тесно связанных с римской знатью.
Церковное предание, зафиксированное в византийских синаксарях и трудах святителя Димитрия Ростовского, сообщает, что Патров был поставлен епископом Неаполя (Неаполиса) и Путео́л. Путеолы (современный Поццуоли) были ключевым портом, через который шло зерновое снабжение Рима и где существовала одна из старейших иудейских и христианских общин Италии. Именно в Путеолах апостол Павел, будучи узником, провел семь дней с братьями (Деян. 28:13–14) по пути в Рим. Вероятно, святой Патров был одним из тех, кто принимал первоверховного апостола или стал плодом его проповеди в этих краях.
Служение епископа в I веке было сопряжено с постоянной опасностью. Святому Патрову приходилось окормлять паству в условиях, когда христианство еще не было признано дозволенной религией (religio licita). Житие повествует, что он «многих окрестил и привел к Богу». Это краткое свидетельство скрывает за собой годы ежедневного труда: катехизацию оглашенных, совершение Евхаристии в тайных местах, помощь гонимым и обездоленным. Он не только учил словом, но и являл силу Божию через чудеса, разрушая козни идольские и посрамляя языческое суеверие.
В отличие от многих своих современников, претерпевших мученическую кончину, святой апостол Патров, согласно Менологи́ю Василия II, скончался мирно, «исполнив меру своего служения». Его блаженная кончина стала тихим торжеством веры, которую он насадил в сердцах италийцев. Православная Церковь чтит его память 5 ноября (18 ноября по новому стилю) в соборе с другими апостолами от 70-ти: Ермом, Лином, Гаием и Филологом, видя в них неразрывную связь апостольского преемства и единства Вселенской Церкви.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке