Житие апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта и Тертия
Авторские жития святой
Апостол от 70-ти Оли́мп является одним из тех святых первых веков христианства, чья биография реконструируется на основе лаконичных библейских строк и устойчивого литургического предания. Его имя имеет греческое происхождение, что может указывать на эллинистические корни или образование. В новозаветном каноне он упоминается единожды — в заключительной части Послания к Римлянам (Рим. 16:15). Апостол Павел, перечисляя верных христиан, находящихся в Риме, шлет приветствие Олимпа́ну. Экзегеты отмечают, что нахождение его имени в списке приветствий свидетельствует о высоком авторитете святого среди римских верующих еще до прибытия туда самого Павла.
Исторический контекст служения апостола Оли́мпа приходится на середину I века — время активного становления Церкви и первых систематических гонений. Согласно «Синаксарю Константинопольской Церкви» и житиям, составленным позднее на основе ранних мартирологов, Оли́мп стал одним из ближайших сотрудников апостола Павла в последние годы его жизни. Предание гласит, что во время заключения Павла в Риме (так называемые «вторые узы»), Оли́мп находился при нем, исполняя поручения и служа связующим звеном между апостолом и общиной.
Мученический подвиг святого Оли́мпа неразрывно связан с гонениями императора Неро́на (54–68 гг.). Когда апостол Павел был осужден на смерть, Оли́мп вместе с апостолом Родионом (Иродионом) последовал за учителем на место казни. Существует предание, что именно они, рискуя жизнью, первыми подошли к телу казненного апостола Павла, чтобы воздать ему последние почести. За открытое исповедание Христа и принадлежность к ближайшему кругу апостолов, Оли́мп был схвачен стражей. По приговору суда он был обезглавлен мечом. Эта форма казни традиционно применялась к римским гражданам, что отличало ее от распятия, которому подвергся апостол Петр.
В агиографической литературе часто подчеркивается единство подвига апостолов от 70-ти, пострадавших в Риме. Святитель Димитрий Ростовский указывает, что Оли́мп и Родион пострадали в тот же день, что и первоверховный апостол Петр (распят вниз головой) и Павел (усечен мечом). Однако некоторые исследователи полагают, что казни могли происходить с небольшим временным интервалом, но в рамках одного периода гонений. Мощи святого, по преданию, были погребены в Риме, однако точное местонахождение их в настоящее время является предметом дискуссий церковных археологов.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке