Житие апп. от 70-ти Марка, Аристарха и Зины
Авторские жития святой
Жизнеописание святого апостола от 70-ти Марка, именуемого Иоанном, являет нам образ верного служителя Церкви Христовой, прошедшего путь от юного помощника апостолов до прославленного чудотворца и епископа. Сведения о нем мы черпаем как из новозаветных книг — Деяний святых апостолов и Посланий апостола Павла, — так и из древних агиографических источников. Он был сыном благочестивой христианки Марии, жившей в Иерусалиме. Дом Марии в первые годы после Воскресения Христова служил местом собрания верующих (Деян. 12:12), что свидетельствует о высоком авторитете этой семьи и их близости к двенадцати апостолам.
В Священном Писании святой именуется «Иоанном, называемым Марком». Двойное имя было характерно для иудеев того времени, живших в эллинистическом мире: Иоанн — еврейское имя (Йоханан, «Бог милостив»), Марк — латинское прозвище (Marcus). Он приходился племянником (по другим переводам — двоюродным братом) святому апостолу Варнаве, левиту с Кипра.
Исторический путь служения святого Марка (Иоанна) можно разделить на несколько этапов:
- Сопутничество Павлу и Варнаве. Когда Варнава и Савл (Павел) принесли из Антиохии в Иерусалим милостыню для братьев (около 44 г. по Р.Х.), они, возвращаясь обратно, взяли с собой юного Иоанна-Марка. В Антиохии он приобщился к активной миссионерской деятельности.
- Первое миссионерское путешествие. Марк отправился с апостолами в их первое великое странствие. В Саламине на Кипре они проповедовали в синагогах, и «имели также и Иоанна для служения» (Деян. 13:5). Однако по прибытии в Пергию Памфилийскую Марк оставил их и вернулся в Иерусалим. Причины этого поступка экзегеты толкуют по-разному: от тоски по материнскому дому до несогласия с открытием проповеди язычникам без соблюдения закона Моисеева.
- Разделение миссий. Перед вторым путешествием (около 49–50 гг.) Варнава желал снова взять родственника с собой, но Павел «почитал неправым брать отставшего от них» (Деян. 15:38). Произошло «острое спорени́е», в результате которого апостолы разделились: Павел избрал Силу и пошел в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком отплыли на Кипр. Это событие послужило к вящей славе Божией, ибо проповедь охватила разные регионы.
Дальнейшая судьба святого Марка (Иоанна) свидетельствует о его духовном возрастании и полном примирении с «апостолом язычников». В своих поздних посланиях (к Колоссянам 4:10, к Филимону 1:24) апостол Павел с теплотой отзывается о Марке, называя его своим сотрудником. Находясь в римских узах перед казнью, Павел просит Тимофея скорее прислать к нему Марка, ибо он «нужен для служения» (2 Тим. 4:11). Это высшая похвала апостольской верности и усердию святого.
Согласно древнему преданию Восточной Церкви, после трудов с Варнавой и Павлом, святой Марк (Иоанн) был поставлен епископом в финикийский город Вивл (библейский Гевал, ныне Джубейль). Это был древнейший город, центр культа Адониса. Епископ Вивле́йский Марк с такой силой проповедовал Слово Божие, что смог поколебать многовековые языческие устои. Господь наделил его даром чудотворения столь великим, что он встал в один ряд с апостолом Петром: как тень Петра исцеляла больных в Иерусалиме (Деян. 5:15), так и тень епископа Марка в Вивле врачевала всякую немощь и болезнь.
Святой Димитрий Ростовский в своих Четьих-Минеях указывает, что святой Марк (Иоанн) достиг глубокой старости и мирно отошел ко Господу, оставив после себя утвержденную Церковь. В православной традиции его память совершается отдельно от апостола и евангелиста Марка, хотя в некоторых западных и ранних источниках их биографии иногда переплетаются. Святой апостол Марк (Иоанн) почитается как ревностный пастырь, победитель идолов и молитвенник, чье дерзновение пред Богом простирается и на ныне живущих христиан.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке