Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента

Дни памяти
Авторские жития святого
Память святых Апостолов Апеллия, Луки и Климента
Жития святых свт. Димитрия Ростовского
Память святых апостолов от 70-ти Апеллия, Луки и Климента
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Святой священномученик Кли́мент, папа Римский, апостол от 70-ти, занимает особое место в истории ранней Церкви как ученик верховного апостола Петра и один из первых епископов Рима. Он родился в Вечном городе в I веке в знатной семье, по некоторым сведениям, состоявшей в родстве с императорским домом Флавиев. Его отец, по имени Фавст, был богатым и влиятельным сенатором. Мать, Матфиди́я, также происходила из благородной фамилии.

Подробное житие святого, известное в нескольких редакциях (в том числе в составе «Псевдо-Климентин»), повествует о драматических событиях его юности. Из-за козней злых людей его мать Матфидия с двумя сыновьями-близнецами, старшими братьями Климента, была вынуждена бежать из Рима на корабле и пропала без вести. Спустя некоторое время на ее поиски отправился и отец. Юный Климент остался в Риме на попечении слуг, получил блестящее риторическое и философское образование, но с юных лет его душа томилась в поисках Истины. Языческая религия и модные философские школы не давали ему ответа на главные вопросы: о Творце мира, о смысле жизни и о посмертной участи человека.

Услышав о Христе, воскресшем из мертвых, и о Его учениках, проповедующих Царство Небесное, Климент, которому было тогда около 24 лет, оставил Рим и отправился на Восток. В Александрии он слушал беседы апостола Варнавы, а затем, стремясь увидеть главного ученика Христова, прибыл в Кесари́ю Палестинскую. Здесь он обрел то, что искал: встретил святого апостола Петра.

Климент стал одним из ближайших и преданнейших учеников апостола Петра. Он принял от него святое Крещение, стал свидетелем его чудес и проповеди. Сопровождая апостола в его странствиях, Климент, по чудесному Промыслу Божию, обрел всю свою семью – мать, братьев и отца, которых считал погибшими. Все они также приняли христианство.

Перед своей мученической кончиной в Риме (ок. 67 г.) апостол Петр рукоположил Климента во епископа. Впрочем, древние церковные писатели (Ириней Лионский, Евсевий Кесарийский) называют Климента третьим епископом Рима, считая его преемником Лина и Анаклета (Клета), также учеников Петра. Святой Климент принял на себя бремя управления Церковью в один из самых трудных периодов – во время гонений.

Его святая жизнь, дела милосердия и ревностная проповедь привлекали ко Христу многих. Его «Первое послание к Коринфянам», написанное для увещевания и примирения враждующих в Коринфской церкви, является одним из древнейших и авторитетнейших памятников христианской письменности после Нового Завета. Оно свидетельствует о глубоком знании Священного Писания, мудрости и пастырской любви святителя.

Во время правления императора Траяна (98–117 гг.) за отказ принести жертву языческим богам святой Климент был приговорен к изгнанию и ссылке на каторжные работы. Местом его ссылки стали Инкерманские каменоломни близ Херсонеса Таврического (ныне территория Севастополя). В то время там уже находилось до двух тысяч христиан, осужденных ранее. Святитель Климент разделил с ними все тяготы заключения, трудился вместе со всеми и утешал их в скорбях.

Узники страдали от недостатка питьевой воды, которую приходилось доставлять издалека. Святой Климент обратился с горячей молитвой к Богу. Во время общей молитвы ему явился Агнец Божий, стоявший на возвышенном месте. Святитель понял, что это указание, пошел к тому месту и ударил в землю. Тотчас оттуда забил источник чистой воды. Это чудо привело в изумление всех бывших там и стало причиной массового обращения ко Христу: по преданию, до 500 человек в день принимали Крещение от святого Климента. Трудами святителя и его учеников в окрестных скалах были устроены десятки храмов.

Весть о святом епископе и его успешной проповеди в ссылке дошла до императора. Траян направил в Херсонес своего сановника, градоначальника Авфидиа́на, с приказом прекратить распространение христианства. Увидев непреклонность веры святителя Климента, Авфидиан приказал казнить его. 25 ноября (по старому стилю) 101 года священномученика Климента вывезли в море, привязали к его шее корабельный якорь и бросили в воду, чтобы христиане не смогли найти его тело.

По молитвам его верных учеников, Корнилия и Фива, море в тот день отступило от берега на значительное расстояние (около 500 метров), и верующие увидели на дне нетленное тело своего пастыря в подводной пещере, «подобной храму». С тех пор, по преданию, чудо повторялось ежегодно в день мученической кончины святого: море отступало, открывая доступ к мощам.

В IX веке, около 861 года, святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, направляясь с миссией к хазарам, прибыли в Херсонес. Узнав о чуде, они убедили местного епископа и духовенство совершить соборную молитву. После усердного моления в полночь на поверхности моря чудесным образом явились святые мощи священномученика Климента (включая честную главу) и якорь, которым он был потоплен. Часть мощей святые братья взяли с собой в Рим, где они были с почестями положены в храме, освященном в его честь (базилика Сан-Клементе).

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист