Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие Апостола Иакова, брата Господня по плоти

Дни памяти
Авторские жития святого
Память святого апостола Иакова, брата Господня по плоти и первого епископа Иерусалимского
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Апостол от 70-ти Иа́ков, именуемый братом Господним, является одной из ключевых фигур апостольского века. Согласно господствующему в православной традиции мнению, основанному на свидетельстве святителя Епифания Кипрского и других отцов, Иаков был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены Соломонии. Таким образом, по плоти он приходился сводным братом Господу Иисусу Христу. Особая близость к Спасителю проявилась не сразу: Евангелие упоминает о неверии братьев Иисуса в начале Его служения, однако после Воскресения Господь удостоил Иакова отдельного явления (1 Кор. 15:7), что окончательно утвердило его в вере и предопределило дальнейшее служение.

Святой Иаков стал первым епископом Иерусалимской Церкви. Историк Евсе́вий Кесарийский, цитируя более раннего автора Егесиппа, сообщает о его сугубом аскетизме: Иаков был назореем от чрева матери, не пил вина и сикера, не употреблял в пищу живого (мяса), бритва не касалась его головы. Он обладал исключительным правом входить во Святилище храма, где молился за весь народ, простираясь ниц так часто, что колени его омертвели, став твердыми, как у верблюда. За это народ прозвал его «Облий», что значит «ограда» или «защита народа», и «Дикеос» — Праведный.

Деятельность апостола Иакова имела решающее значение для формирования церковной дисциплины и вероучения. Он председательствовал на Иерусалимском Соборе (около 51 г.), описанном в 15-й главе Деяний святых апостолов. В условиях острого конфликта между христианами из иудеев и христианами из язычников мудрое решение Иакова позволило сохранить единство Церкви, не налагая на бывших язычников бремени неудобоносимого закона, но призывая их к нравственной чистоте. Также Церковь хранит написанное им Соборное Послание, главная мысль которого выражена в словах: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26), что стало ответом на неправильное понимание некоторыми христианами свободы во Христе.

С именем Иакова связан древнейший литургический чин — Литургия апостола Иакова. Она отличается от более поздних византийских чинов (Василия Великого и Иоанна Златоуста) большей протяженностью молитв, чтением Писания Ветхого Завета и особым способом причащения мирян (Тело и Кровь преподаются раздельно), что отражает практику ранней Иерусалимской общины.

Кончина праведника описана историком Иосифом Флавием и христианскими хронистами. Воспользовавшись междувластием после смерти прокуратора Феста и до прибытия Альбина (ок. 62–63 гг.), первосвященник Анан из секты саддукеев собрал Сине́дрион и потребовал от Иакова отречения от Христа. Иакова поставили на крыло (портик) храма, чтобы его голос был слышен множеству паломников. Вопреки ожиданиям врагов, он исповедал Иисуса, сидящим одесную Великой Силы. Разгневанные иудеи сбросили его вниз и начали побивать камнями. Умирая, святой молился: «Господи Боже Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Его страдания прекратил удар сукновальной скалки (дубины) по голове. Смерть Иакова произвела такое сильное впечатление на жителей Иерусалима, что многие, даже не христиане, связывали последовавшую вскоре осаду и разрушение города (70 г.) с Божьим наказанием за убийство Праведного.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист