Житие Апостола и евангелиста Луки
Авторские жития святого
Святой апостол и Евангели́ст Лука, память которого Церковь совершает 18 (31) октября, является одной из ключевых фигур раннего христианства. Он — автор третьего Евангелия и книги «Деяний святых апостолов», верный спутник апостола Павла, врач и, согласно незыблемому церковному Преданию, первый иконописец.
Происхождение и образование
Лука родился в сирийском городе Антиохи́и — крупном культурном и политическом центре эллинистического мира. По происхождению он был, вероятнее всего, греком (эллином) или эллинизированным сирийцем. В отличие от других авторов Нового Завета, он не был иудеем по рождению, на что указывает апостол Павел, в Послании к Колоссянам (Кол. 4:10-14) перечисляя своих сотрудников, отделяет Луку от «сущих от обрезания».
Он получил превосходное для своего времени образование, о чем свидетельствует литературный уровень его греческого языка — самый изысканный и классический во всем Новом Завете. По профессии Лука был врачом, что также подтверждает апостол Павел (Кол. 4:14). Его медицинские познания отражаются и в текстах его Евангелия, где он с профессиональной точностью описывает некоторые недуги.
Обращение и апостольское служение
Неизвестно точно, когда Лука обратился ко Христу. Вероятно, он был прозелитом — язычником, принявшим иудаизм и веру в Единого Бога. Услышав о пришествии Мессии, он прибыл в Палестину. Церковное Предание твердо причисляет его к лику 70-ти апостолов, которых Господь Иисус Христос послал на проповедь (Лк. 10:1-20). Более того, существует устойчивое мнение, что Лука был одним из двух учеников (вторым был Клеопа), которым Воскресший Христос явился по дороге в Эммаус (Лк. 24:13-35). Лука, не называя себя по имени из смирения, подробно и с живыми деталями описывает эту встречу, изменившую жизнь учеников.
После Пятидесятницы, по преданию, Лука некоторое время проповедовал в Антиохии. Поворотным моментом его жизни стала встреча с апостолом Павлом во время второго миссионерского путешествия последнего. В книге Деяний Лука, начиная с 16-й главы, меняет повествование с третьего лица («они») на первое («мы»), указывая, что он присоединился к Павлу в Троаде (Деян. 16:10). Он сопровождает Павла в Македонию, остается в Филиппах, а затем снова присоединяется к нему и следует с ним в Иерусалим, а оттуда — в Рим на суд кесаря. Лука был одним из немногих, кто не оставил Павла в его последних узах: «Один Лука со мною», — с горечью и любовью пишет Павел незадолго до своей казни (2 Тим. 4:11).
Евангелист и историк Церкви
Находясь при апостоле Павле, Лука, по его благословению, предпринял свой великий литературный и богословский труд. Около 62-63 года в Риме он пишет Евангелие. В предисловии (Лк. 1:1-4) он обращается к «достопочтенному Фео́филу» (что может быть как именем конкретного вельможи, так и собирательным образом «боголюбца») и излагает цель своего труда: «...чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен». Лука подчеркивает, что тщательно исследовал все «с самого начала» и опирался на свидетельства «очевидцев и служителей Слова». Важнейшим из этих очевидцев, как полагает Предание, была Сама Пресвятая Дева Мария, Которая и поведала ему уникальные подробности Благовещения, Рождества и детства Христа, отсутствующие у других евангелистов.
Книга «Деяний» является прямым продолжением Евангелия. Она описывает события от Вознесения Господня и Пятидесятницы до прибытия апостола Павла в Рим. Это — бесценный исторический документ, рисующий картину жизни ранней Церкви и распространения Благой Вести от Иерусалима до столицы империи.
Иконописец
Церковное Предание единодушно называет апостола Луку первым иконописцем. Считается, что он, желая запечатлеть образ Матери Божией, написал по Ее благословению первую икону. Увидев Свое изображение, Пресвятая Дева сказала: «С этой иконой пребудет благодать Моя и Того, Кто родился от Меня».
С именем святого Луки традиция связывает множество древних и прославленных икон Богородицы, в том числе Владимирскую, Ченстоховскую (Польша), Киккскую (Кипр), Сумельскую (Греция), Иверскую (Афон) и другие. Хотя современная искусствоведческая наука не может подтвердить прямое авторство Луки, эти предания свидетельствуют о древности и апостольском происхождении иконопочитания.
Последние годы и мученическая кончина
После мученической смерти апостола Павла (ок. 67 г.) святой Лука продолжил свою проповедь. Он прошел Ливию, Египет (где, по преданию, рукоположил Авилия, второго епископа Александрии), и вернулся в Грецию. Его служение проходило в области Аха́ии, в Беотии. Здесь, в городе Фивы, в глубокой старости (около 84 лет) он принял мученическую кончину. По наущению языческих жрецов, он был схвачен. Не имея под рукой креста, мучители распяли (по другой версии — повесили) святого апостола на оливковом дереве.
В IV веке при императоре Констанции II святые мощи апостола Луки были с почетом перенесены из Фив в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов. В Средние века, во время Четвертого крестового похода, мощи были похищены и вывезены на Запад. В настоящее время большая часть мощей (тело без главы) находится в базилике Святой Иустины в Падуе, Италия. Честная глава апостола Луки хранится в соборе Святого Петра в Ватикане, а также частицы мощей находятся в Фивах и на Святой Горе Афон.
Другие святые с именем Лука
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке