Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры

Житие двенадцати греческих зодчих неразрывно связано с историей основания Великой церкви Киево-Печерской Лавры и представляет собой одно из самых ярких свидетельств духовной связи Руси и Византии. Повествование об этом сохранил для нас «Киево-Печерский патерик», в частности, послание епископа Симона к Поликарпу.

Явление во Влахерне

События эти относятся к XI веку. Двенадцать искусных каменщиков и зодчих жили в Константинополе. Однажды, по особому внушению, они пришли во Влахе́рнский храм, где хранилась Риза Богородицы. Там им явилась величественная Царица, окруженная множеством воинов, среди которых зодчие увидели двух иноков — преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Пресвятая Богородица дала мастерам повеление: «Идите в город Киев, на Русь. Хочу церковь воздвигнуть Себе там». На вопрос зодчих о месте и размере храма, Она ответила: «Я послала туда тех, кто предстоит предо Мною», указывая на киевских старцев, и добавила, что мера церкви будет дана поясом Своего Сына. Она вручила им золото, достаточное для строительства на три года, и икону Успения, сказав: «Сия да будет Наме́стная».

Прибытие в Киев и чудеса при основании

Придя в Киев около 1073 года, греки встретились с преподобными. Узнав, что Антоний и Феодосий никогда не покидали обители, зодчие устрашились и возрадовались, поняв, что видели явление ангельское или духовное перемещение святых. В доказательство истинности своих слов они предъявили золото и святые мощи мучеников (Артемия, Полие́вкта, Леонтия, Акакия, Аре́фы, Иакова, Феодора), которые по повелению Богородицы следовало заложить в фундамент.

Для определения места строительства преподобный Антоний три дня пребывал в молитве. В первую ночь Господь явил знамение Гедеоново: роса покрыла всю землю, кроме места для церкви. Во вторую ночь роса пала только на место храма. Наконец, знамение завершилось сошествием небесного огня, который на глазах у всех сжег лес и выровнял площадку, сделав углубление для фундамента.

Строительство и пояс Шимона

Размеры храма были определены золотым поясом, который принес варяжский князь Шимо́н (в крещении Симон). Этот пояс он получил по наследству от отца, Африкана, который сделал его для распятия Христова. Шимону было видение, что пояс этот должен стать мерой для церкви, построенной святыми зодчими.

Сама архитектура храма была открыта мастерам в видении на небесах («мусия» — изображение храма в облаках). Церковь была заложена в 1073 году, при князе Святославе Ярославиче, который собственноручно начал копать ров.

Кончина и прославление

Греческие мастера, завершив великое дело и украсив церковь дивной иконописью и мозаикой (в том числе образом Богоматери в алтаре, который чудесно просиял ярче солнца), не вернулись в Византию. Они приняли иноческий постриг в Киево-Печерском монастыре и были погребены в Ближних (Антониевых) пещерах.

Их святые мощи и поныне почивают там. Летописи не сохранили их мирских имен, но Церковь чтит их соборно как «двенадцать братьев-зодчих», через руки которых Сама Премудрость Божия воздвигла Дом Свой на Киевских горах. В память о них в Лавре существовал обычай поминать строителей на литургиях, а их братская любовь и единство стали примером соборности церковного делания.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист