Житие мчч. Черкасских
Житие святых 104 мучеников Черка́сских являет собой скорбное и одновременно торжествующее свидетельство силы духа православных христиан перед лицом безбожной тирании. События, приведшие к мученическому венцу этих угодников Божиих, разворачивались на фоне страшных репрессий 1930-х годов, когда государственная машина СССР направила всю свою мощь на уничтожение Русской Православной Церкви.
Эпоха Великого Террора на Черкасщине
К 1937 году власть приняла решение окончательно решить «церковный вопрос». В Черкасской области (входившей тогда в состав Киевской области) начались массовые аресты. Органы НКВД фабриковали дела о разветвленных «повстанческих организациях», якобы возглавляемых духовенством. В реальности единственной «виной» арестованных была их вера и принадлежность к Церкви. Арестам подвергались не только священнослужители, но и активные миряне: церковные старосты, регенты, монахини закрытых монастырей и благочестивые крестьяне, дававшие приют гонимым пастырям.
Подвиг исповедничества
Изучение архивно-следственных дел, проведенное Комиссией по канонизации, открыло картины потрясающего мужества. Допросы сопровождались шантажом, угрозами расправы над родственниками и физическими пытками. От обвиняемых требовали оговорить себя и назвать сообщников. Однако 104 мученика Черкасских, прославленные ныне Церковью, выдержали это испытание. В их следственных делах зафиксированы твердые ответы: «Виновным себя не признаю», «От сана не отрекусь», «Верую в Бога и буду веровать».
Большинство из них были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. Приговоры приводились в исполнение стремительно, часто через несколько дней после вынесения решения «тройкой» НКВД. Тела мучеников сбрасывали в рвы на окраинах городов и в лесных массивах, стараясь скрыть следы преступлений. Среди пострадавших были священники Александр Колома́цкий, Василий Кедреновский, Даниил Кушнир и многие другие пастыри, не оставившие свою паству в годину лютых искушений.
Прославление и почитание
Возрождение памяти о черкасских страстотерпцах началось в 1990-е годы с падением атеистического режима. 28 октября 1997 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, рассмотрев жития и обстоятельства кончины 103 пострадавших в Черкасской земле, благословил их местное почитание (позже список уточнялся, и в народном благочестии закрепилось число 104). Важнейшим этапом стало решение Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, который включил имена черкасских святых в Собор новому́чеников и испове́дников Церкви Русской для общецерковного почитания.
Празднование их памяти установлено 26 мая (по новому стилю). Эта дата выбрана не случайно: она совпадает с днем памяти преподобномученика Макария Каневского (Овручского), чудотворца и защитника православия XVII века, чьи нетленные мощи покоятся в Черкассах. Таким образом, новомученики XX века символически предстоят у Престола Божия вместе с древним святым, утверждая единство Церкви Воинствующей и Церкви Торжествующей. В селе Хуторы Черкасского района воздвигнут первый храм в честь Собора Черкасских новомучеников, ставший местом паломничества и молитвы.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке