Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Проповедь 417 года (под ном. 5)

Показав разумность изречения, что'время всякой вещи» (Ек. 3:1), проповедник напоминает, что настоящее время есть время торжества. А так как божественное Писание повелевает трубить трубою в благознаменитый день Праздника, то пусть и пасхальное празднество, являющее нам истинное новомесячье и новолетие, будет предвозвещено церковною проповедью, как трубою Церкви. Звук этой трубы приглашает нас не на битву се врагами, а к сладостной радости о Господе. «Веселиться же, как согласится всякий, достойно и праведно именно о восстании Христа из мертвых, о чем проповедник и намерен беседовать со слушателями, Причем он кратко раскрывает плоды крестной смерти, снисшествия во ад и воскресения Спасителя для показания необычайной торжественности праздника. α’ – р. 472 – 473.

Последнее обстоятельство (чрезвычайная торжественность праздника) дает проповеднику повод сравнить наступающее духовное празднество с общенародным гражданским торжественным собранием, описание которого он затем и представляет. Но при общем сходстве христианского и общенародного торжества, в сущности замечается и должно быть между ними большое различие. Там, во время народных собраний, присутствующие украшаются драгоценными и вообще дорогими одеждами и цветами; нашею же лучшею одеждою должен быть Христос (Мал. 13:14); там набивают чрево роскошными и дорогими яствами, здесь наслаждаются духовным пиршеством; там разгоняют тьму и освещают себе путь Факелами, у нас же свет нерукотворенный – Сам Христос, сказавший:"Аз есмь свет миру» (Иоанн.8:12). Об этом свете провозгласил еще Исаия пророк (60, 1). И действительно Спаситель, явившись в мир, разогнал мрачную тьму неведения, распростертую над нами диаволом, который до сего времени ослеплял помышления наши, «воеже не возсияти нам свету благовествования славы Христовы» .β – Р', р. 473–476.

Одни только иудеи не познали вочеловечившегося ради нас Слова Божия, почему еще в Ветхом Завете были сильно обличаемы пророками за отвержение Слова Господняго. Но они отвергли и единородное Слово Бога, Которое стало во главу угла, – отвергли, не смотря на то, что из пророческих книг (свитков) легко могли воспитаться в сей тайне благочестия и тщательно научиться ей из Моисеевых письмен. Они оказались хуже даже язычников в нерадении о своем спасении, хвастаясь только своим книжничеством (знанием закона), а не стараясь проникнуть в скрывающееся под образом и тенью. А в этих -то образах и содержится яснейшее описание снисшествия Спасителя. Посему, если угодно, говорит проповедник, мы займемся из целой вереницы образов самым древним, – именно жизнью блаженного Авраама, историей зачатия и рождения Исаака. «Замечай здесь, иудей, восклицает автор, как в самом, так сказать, корне рождения вырезано, как на меди, таинство нашего Спасителя», – β᾿, р. 476–477.

За тем следует пространное изложение истории Авраама. Сарры и Агари, передаваемой автором в порядке и последовательности библейского рассказа. Главное внимание здесь обращено на первоначальную бесплодность Сарры, её просьбу к мужу иметь сына Авраамова от Агари, на рожд ение Измаила и, наконец, разрешение и самой Сарры от неплодства рождением Исаака. Передав весь сей рассказ, автор изъясняет его сначала согласно с толкованием этой истории ап. Павлом (Галат. 4, 22 – 26), в смысле 2-х Заветов: синайскаго (подзаконного) и христианского или свободного. «Но, возлюбленные, говорит проповедник, хотя я и благоговею пред величием сей аллегории, однако полагаю, что при обширности смыслов божественного Писания должно изыскивать и употреблять в дело и другие толкования для правильного уразумения изреченного». Поэтому проповедник предлагает ново е аллегорическое толкование этой истории. ϒ. р. 480 – 481.

По этому толкованию Авраам представляет собою древнее время или век, Сарра – естество человеческое; женским полом её означается способность к рождению, а старостью – древность. Ибо весьма древня и способна к рождению человеческая природа; она сотворена способной и владычествующей над всем. Но долгое время не имея кровного и богодарованнаго детища, она радовалась чужими и незаконнорожденными детьми, т. е. детьми мраковствующей египтянки, ибо Египет пользуется мраком. «Кого же мы разумеем под мракоствующей», спрашивает Кирялд? и отвечает: «конечно, лжеименную премудрость мира сего, от которой рождались древние мудрецы, называемые Спасителем сынами века, именно как воспитанные в рабство и служившие ложным богам. Когда же время состарелось и пришло к концу, дан был свободной и доселе праздной природе Сын по обетованию, истинный Наследник, Господь наш Иисус Христос. Служанка изгоняется теперь вместе с детьми: Где премудр? где книжник? где совопросннк века сего? не обуил ли Бог премудрость мира сего?, как говорит Павел. Однако и рабыне с её детьми даруется некая божественная милость: она возвращена с пути и получила повеление покориться под власть свободной». Итак рождение обетованного Исаака «означает не что другое, как рождение Христа по исполнении времен». «Пусть, при этом, никто не соблазняется, замечает автор, что пе все детали библейского рассказа принаровлены к истине. В общем образы иносказаний всегда согласны с обозначаемым. Праведник, наприм., часто уподобляется овце за кротость, свойственную сему животному; но говорить, что он носит рога или ступает копытами – было бы уже крайнею нелепостью» δ.р. 481 – 485.

«Итак, продолжает проповедник, не ради чего другjго Бог даровал обетование Аврааму об Исааке, как только ради одного снисшествия на землю Спасителя нашего, к чему сводится, конечно, и исполнение благословения». В виду этого Кирилл подробно передает слова обетования (Быт. 17, 16 – 19), обращая главное внимание на слова: «и будет (т. е. чадо Авраама) во языки, и цари языков из него будут », Между тем известно, что Исаак, чадо Авраама, (чрез Иакова и Иуду) был родоначальником одного только племени иудина. Тоже самое показывает и пророчество Иеремии о новом грядущем завете Бога с домом израилевым и иудиным. Каким же, после сего, образом исполнилось обетование – «и будет во языки»? Это исполнилось во Христе, который живописуем был в Исааке, отвечает проповедник. Христос стал Отцом многих языков, всех привлекая к Себе чрез веру. Это именно подтверждает и мудрейший Павел (Гал. 3, 5 – 6, 8 – 10) и блаженный Креститель (Матф. 3, 8 – 9), разумеющий под камнями еще бесчувственных сердцем язычников, но чрез веру ставших сонаследниками Исаака. Итак, несомненно, что родившийся от Авраама Исаак служил образом самого Господа нашего Иисуса Христа, что неоднократно утверждает блаженный Павел (Гал. 3, 15 – 16; 27 – 29). – Если и после сих многочисленных и убедительных доказательств, обращает проповедник свою речь к иудеям, иудей не убедится в истине образа, содержимого в рассматриваемой истории, то это вина уже не моя, а неверия иудея. Однако, подражая искусным врачам в лечении упорных болезней, мы предложим еще лекарство против неверия и неразумия иудея. «Пусть снова он увидит Господа нашего Иисуса Христа издревле предызображенным в Исааке. – е́, р. 485 – 489.

На сей раз св. Кирилл останавливается на повелении Бога Аврааму – принести Исаака во всесожжение (Быт. 22:2). Если рассматривать историю и лицо Исаака без отношения к живописуемому ими Христу, т. е. отрицать прообразовательное их значение, то данное повеление Божие представится чем то жестоким и бесчеловечным. Посему какой же истинный смысл его?"Поскольку, говорит автор, данному Богом обетованию об Исааке не иначе суждено было исполниться, как чрез Христа и Его крест, то Бог данным Аврааму повелением и показывает, с одной стороны, сколь великую благодать для спасения имеет предание на смерть собственного сына, а с другой, чтобы Авраам собственным горем понял,как тяжело будет небесному Отцу при виде возлюбленного Сына, возносимого в сверхземную стихию. Об этом говорил и Сам Спаситель (Иоанн.3:16). ς – р. 489 – 492.

Передав затем историю жертвоприношения Исаака (Быт. 22, 3 – 13), св. Кирилл применяет ее во всех подробностях к домостроительству Спасителя и Его крестной смерти. Так, возношение отрочати отцом означает, что не человеческая воля и сила, а воля Отца возвела Иисуса Христа на крест. Кротость и послушание отрочата отцу указывают на смирение и послушание Отцу Спаси- теля (Филипп. 2, 6 – 9). Прибытие к месту жертвоприношения на 3-й день означает явление Спасителя в последнее время, по исполнении времен. Пара слуг – два народа, сопровождавшие Христа на спасительную страсть. Усмотрение Авраамом места всесожжения издалека – это предведение Бога Отца о Собственном Сыне. Слова Авраама к слугам – «останьтесь под горою со ослятем», – указывают на только что уверовавшего во Христа, но еще не принявшего крещение, обуреваемого еще безрассудством и невежеством, – свойствами осла. В словах Авраама к слугам ... «и поклонившеся возвратимся» св. Кирилл видит предведение Авраамом истинного исхода повеления о всесожжении Исаака. Дрова для всесожжения, возложенные Авраамом на Исаака, означают понесение (или подъятие на Себя) Спасителем грехов наших. Устроение патриархом алтаря показывает, что крест и древо казались такими только для человеческих глаз; «но в очах Небесного Отца – это истинно – великий и высокий жертвенник для спасения мира, дымящийся священной и пречистой жертвой». А вознесение Исаака на дрова и убиение вместо его овна весьма ясно показывают, что взошло на крест и находилось в священном храме Слово Бога; страдал Господь, хотя Он и бесстрастен по своей природе, – именно и нож вонзен был не в Исаака, – образ Слова Отчего, а в овна, – т. е. храм от Святой Девы, хотя Спаситель и Сам шел на заклание. «Страдание же Он усвояет Себе потому, что тело было Его, а не кого другого». – ζ. р. 492 – 496.

После сего проповедник кратко передает и раскрывает таинство спасения, совершенного Иисусом Христом, плоды сего таинства и значение их. В заключение, как вывод из предыдущего, делается нравственное увещание к слушателям и предлагается перечень самих добродетелей, которыми верующие должны украситься в виду праздника,ζ, ή. Р. 497 – Дата Пасхи.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист