Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Проповедь 416 года (под ном. 4)

Указав на приближение святого праздника, предваряя немало временем подвигов терпения и всякой другой добродетели, проповедник напоминает своим пасомым о нравственной обязанности их в виду этого (т. е. праздника) – предпринять доброхвальные труды, и о своем долге – выступать с церковною проповедью, имеющею в виду нравственную пользу слушателей, а не услаждение их потоком красноречия. Своим словом он намерен даже отрезвить от сего поклонников ораторского искусства. – р. 452. Выступить с проповедью о предстоящем блистательном торжестве тем естественнее и необходимее для служителя Церкви, что о подвигах Спасителя, воспоминаемых вашим Праздником, радовались еще пророки и громогласно, подобно трубе, возвещали о них (Исх. 58:1; – 124 – 40, 9). Посему и проповедник дерзновенно взывает к пасомым (собственно юношам) сбросить с себя ветхого человека, украситься постом и всякою другою добродетелью. Наступило, говорит он, время подвигов и духовной брани с враждебными нам силами, т. е. злыми духами. Так как против этих врагов не имеют никакого значения телесные силы и искусство, то нужно облечься во вся оружия Божия (ЕФ. 6, 11, 14). Если на гимнастических состязаниях (следует описание их обычаев и порядков) борцы из -за какой-нибудь ничтожной награды тратят до последней возможности свои силы; то какое ж извинение в праздности и бездействии может быть у нас, если нас за ничтожные подвиги ожидают несравненно лучшие венцы? никакого. даже и на гимнастических состязаниях атлеты трудятся не из -за материальных выгод, а из -за славы и похвалы; не вполне ли безрассудно, поэтому, было бы для нас предаваться лености в то время, когда нам предстоят большие и высшие награды, и победа почти уже обеспечена, благодаря помощи от Бога? И в других отношениях ристалище благочестия имеет несравненное преимущество пред гимнастическими состязаниями. На последних могут участвовать только владеющие телесной крепостью и искусством; здесь же и бессильный и неопытный могут требовать борца: ибо близ их – Бог, знающий искусство стадии. В состязаниях настоящей жизни только победитель получает сочувствие, похвалы, славу и денежную награду; побежденный же презирается; ристалище благочестия управляется иными законами. Бог столько же радуется о мужествующих, сколько и печалится за побежденных; он восстановляет павших, которые по приговору здешних законов лишаются всякой славы и внимания. – (β᾿, р. 453 – 457. Итак благоразумно, заключает проповедник, достигать страдания, потому что за ним следует победа и награда. И победа эта не настолько трудна и тяжела, чтобы казаться недостижимой. Подтверждает это божественный Павел (1 Кор. 10:13) и Сам Христос (Лк. 10:19), даровавший нам власть наступать без всякого вреда для себя на змею, и на скорпию, и на всю силу вражию, – Христос, дающий вам эту силу, или власть чрез воздействие Св. Духа и спасительного креста, над которым издеваютса греки. – ϒ, 457 – 460. Упомянув о греках, св. Кирилл переходит далее к обличению их глупости и невежества. В отношении исследования истины они являются, по Кириллу, ничем иным, как великими ослами, развешивающими уши при приятном мелодическом пении и в то же время ни на йоту не понимающими искусства артиста. Издеваясь над теми, которым они должны были бы соревновать, и отворачиваясь от тех, которым должны были бы всячески подражать, они страдают жалким недугом многобожия, что тем более не извинительно для них, когда их же поэты говорят о единобожии (Hom. ίλ. β᾿, V, 204). Но в настоящее время, говорит проповедник, гораздо уместнее обратить свое слово против иудеев. – у’, р. 460.

Соблазняясь крестом Спасителя нашего Христа, иудеи, по замечанию Кирилла, поступают несравненно безрассуднее греков, так как последние не читали Писаний, а эти имели детоводителем к благочестию закон. Посему они с большим правом должны быть зачислены в ряды язычников и безбожников, чем греки. Это подтверждает и история еврейской нации с самого начала её существования. Родоначальник еврейского народа Авраам, халдей по рождению и язычник по воспитанию («сам вращался в неведении и сопричислялся с идолопоклонниками») призывается Богом к истинному богопознавию. Бог вырывает его, «как дорогой корень из терна, и пересаживает в благочестие. И вот праотец, переродившись чрез богопознание в другого человека, стал тем, чем ныне есть, отличаясь от живших до него только желанием служить Богу. Следовательно, если обращение к благочестию и сила служения Богу являют человека переродившимся, то уклонение от них (благочестия и служения Богу) повергает такого человека в то прежнее древнее состояние, т. е. идолопоклонство. Теперь, списывая свою речь с лица праведника и обращая ее к потомству этого корня, мы ясно увидим, что иудеи удалились от всякого благочестия чрез неверие во Христа». Проповедник недоумевает даже пред бесчисленностью уклонений иудеев от Бога и их нечестий, и выражает сомнение в возможности справиться с передачей о них (нечестиях) даже наиспособнейшему человеку, искушенному притом и умудренному опытом в сем деле. Однако он сам решается привести хоть немногие вины иудеев для показания того, что они уклонились от Бога, – δ, р. 460– –464.

Исполняя свое намерение, проповедник приводит места Писания (Осии 9, 16 – 17; Амос. 5, 21 – 23; Иерем. 3, 16 и др.), обличающие иудеев в крайнем нечестии, в уклонении от веры и благоугождении Богу. Посему сам Бог, негодуя на нечестие их, отвергает их от Себя, упраздняет ветхозаветный культ закона и пророков, как культ образа и тени, и заменяет его служением в духе и истине (Иерем.3:16). Подтверждением сего служат обстоятельства совершающиеся ныне. Действительно, «у нас нет позлащенного кивота с лежащими в нем книгами Моисея, говорит Кирилл; но каждый верующий во Христа служит за то храмом Духа, в целом виде воспринимая, так сказать, источник освящения». Но говорить так не значит порицать Моисея и закон. Закон сам по себе свят и праведен (Мал. 7:12); но он действовал только до исполнения времени, не представляя собой истинного служения. Посему Бог и обещал чрез одного из пророков заменить его лучшим служением (Иер. 31:31). Так именно разумеет дело апостол Павел (Евр. 8, 13; 7; 7, 19).-е́, р. 464–465.

В виду сказанного проповедник обличает неверие иудеев. «Доколе будешь ты неверствовать, иудей?. Когда приложишь слух твой к гласу святых », спрашивает он? За тем на иудейское возражение, что ссылаться на апостола Павла, как христианина, в обличение евреев не следует, он отвечает, что эта увертка их недействительна, что сам Павел неоднократно свидетельствует о своей принадлежности к еврейской нации. Но и кроме Павлова свидетельства можно найти многие доказательства, что ветхозаветный культ должен уничтожиться и замениться новым, – «почему, например, ты презираешь божественный культ, чтобы освободиться от отеческих обычаев, и не обращаешь внимания на то, что пользовалось у них величайшим почетом», спрашивает Кирилл? «Где теперь храм ваш? Где в нем алтари и жертвоприношения? Где священнические и левитские чреды?... Зачем и сам ты не приносишь жертв, положенных по закону? – Если ответишь, что ты пренебрегаешь этим по своей воле, продолжает Кирилл, то тем самым ты обвиняешься уже в преступлении закона..., и я не нуждаюсь ни в каком другом свидетельстве против тебя. Если же признаешь, что ты связан в данном случае узами некоей необходимости, то и тут ты не ускользнешь от обвинения в невежестве и неверии. Кто в самом деле может обладать таким могуществом, чтобы связать узами необходимости то, что имеет покровителем своим Бога (т. е. закон)? И так,остается допустить, что на сынов Израиля обрушился божественный гнев»... Это время твоего позора и отвержения и возвещено было пророками (Ос. 3:4; Иезек. 3, 7; Ис. 48, 4; 65, 2 и пр.), «хотя ты и притворяешься неведением», замечает Кирилл. Если же кто из иудеев станет доказывать, что у них в книгах это не так, то и такое бесстыдство и дерзость изобличаются самим исходом дела, известным каждому встречному. ς – р. 465 – 468.

Сказав, что иудеям вместо жестокости и неверия следовало бы, напротив, радоваться возвещенному чрез пророка (Зах. 2:10), проповедник переходит к раскрытию тайны домостроительства о человеческом спасении, совершенном Иисусом Христом, Сыном Божиим. Посему автор изображает всеобщность греха и тиранию диавола над всей подсолнечной; попечение Божие о людях и способы врачевства и спасения людей в Ветхом Завете (т. е. «возгласы пророков о снисшествии на землю Сына Божия»). Снисшествие на землю единородного Слова Божия и краткое Христологическое учение о Нем. Совершение спасения людей (т. е. история совершения спасения в главных её моментах) Сыном Божиим. Плоды спасения и наша нравственная обязанность в виду этого, как и в предыдущей проповеди. Определение для предстоящей Пасхи, – ς, р. 469–472

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист