Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Из Послания к Римлянам

(22) «Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и наречен Сыном Божиим в силе, по Духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем». Итак, если проповедь о Христе – благовестие Божие, то каким образом Христос – не Бог? И если всякое пророчество направлено к Нему как конечной цели и Писания проповедуют Сыном Божиим Того, Кто от семени Давида, пусть даже говорится, что Он наречен так по Духу святыни через Таинство Вочеловечения, то каким образом не Сын поистине Он, свидетельствуемый через воскресение из мертвых? Ведь Он восстал не как простой человек, подобный нам, но как сильнейший смерти, в силу чего Он – и жизнь и Бог.

(23) О тех, которые поклоняются творению вместо Творца, он говорит: «Но как они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели». Пишет негде Павел призванным из язычников, то есть нам: «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога». Итак, Кого мы познали через веру, как не Христа Иисуса? Поэтому, если мы познали Его как Бога и как Бога прославляем, мы поистине просвещены. Если же мы изменяем славу Его, то и мы осуетились в своих умствованиях. Ведь если мы вполне уверовали в Него, то веруем как в Бога, а иначе мы должны будем непременно признать, что и ныне мы удерживаемся в сетях древнего заблуждения, веруя в простого человека. Но это неправда.

(24) «И как они не посчитали нужным иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства». Если мы познали Христа как Бога, то не будем же отвергать как ненужное знание о Нем, утверждая, что Он простой человек. А если мы по невежеству дерзнем поступать так, то непременно впадем вместе с прочими в превратный ум.

(25) «Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его». Блаженный Павел говорит, что «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал живя в теле, доброе или худое». И другой из святых апостолов сказал: «Един есть Законодатель и Судия». И сам Давид поет: «Так как Бог – Судия». Поэтому если он говорит, что праведным судом Божиим будет решение о каждом на Божественном судилище, которое вынесет Сам Христос (ибо мы предстанем перед судилищем Его, притом не как перед одним из подобных нам, но как перед Судиею, Богом и Законодателем), то каким образом Христос – не Бог?

(26) «Ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех верующих». Независимо от закона, говорит он, есть правда через веру во Христа Иисуса, о которой, говорит он, засвидетельствовали и святые пророки. Тогда каким образом не Бог Тот, Кто оправдывает верующих именно в то, что Он воистину есть Бог? Ведь к этому как конечной цели направлена вера. А раз святые пророки свидетельствуют в пользу веры во Христа, кто дерзнет утверждать, что Он – не Бог по причине человеческого, то есть тогда, когда Слово стало плотью?

(27) «Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе». Если то, что мы грешим, приводит к лишению славы Божией, поскольку Он не знает греха, о Христе же написано, что «Он не сделал греха», а мы по той причине лишаемся Его славы, что прегрешаем, стало быть, даже с плотью Слово – Бог, ведь Он не сделал греха.

(28) «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем». Закон, данный чрез Моисея, учил израильтян поклоняться единому Богу. Ведь он говорит: «Господь, Бог твой, Господь един есть». Но и Сам Бог взывает к ним, говоря: «Да не будет у тебя других богов кроме Меня». Так неужели вера во Христа привела призванных через нее к тому, чтобы они не поклонялись единому по природе Богу? Неужели мы уничтожаем закон, который приводит к единому истинному Богу? Никак, говорит он, но закон утверждаем. Следовательно, мы приступаем ко Христу как к Богу, чтобы нам не подвергнуться обвинению в том, будто мы отменяем закон, но, напротив, чтобы заслужить похвалу как утверждающим закон через веру.

(29) Об Аврааме он говорит: «Пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее как существующее». Итак, если способность животворить мертвых не может подойти никому другому, как только Богу по природе, а Христос даже посредством собственной плоти животворит подпавших тлению, касаясь мертвых и воскрешая их, то каким образом не Бог истинный Тот, Кто и другим дал власть воздвигать мертвых именем Его?

(30) «Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу». Мы умираем для закона, прекращая служение по нему, и принадлежим другому, Воскресшему из мертвых, то есть Христу, стараясь следовать Его евангельским предписаниям, чтобы принести плод Богу. Глава же евангельских предписаний – вера в Него, и таков наш плод, который мы приносим Христу как Богу. Стало быть, Воскресший из мертвых есть Бог, поскольку Слово стало плотью.

(31) «Посему живущие во плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа Иисуса из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». Вот же Дух Божий ясно называется Христовым. Но если Он – человек, существующий обособленно и отдельно, который имеет Слово Божие лишь обитающим в нем, то почему Божественный Дух называется Его Духом? Тем не менее Дух – Его собственный, стало быть, Он – Бог, и не иначе. Ведь Слово Божие не оказалось в человеке, но поистине стало человеком, вместе с тем оставаясь Богом. Ведь так можно считать, что Дух Отца является и Духом Христовым.

(32) «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, (чтобы) опять (жить) в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Блаженный Павел пишет: А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче». Следовательно, если мы имеем дерзновение называть Бога Отцом в Духе Сына как обогатившиеся Духом Сына по природе и поистине, то каким образом Христос – не Бог? Не потому, что Он мыслится только человеком, таким как мы, но постольку, поскольку Слово стало плотью и приобщилось, подобно нам, крови и плоти.

(33) «Кто отлучит нас от любви Христовой: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или опасность, или меч?» Закон, данный через Моисея, говорил и предписывал заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всей души твоей, и от всей крепости твоей». Итак, когда мы такую любовь, которая более всего подобает Богу, от всей крепости и высочайшую, вплоть до души и крови, приносим и Самому Христу, кто дерзнет утверждать, что Он – не Бог? Ведь никоим образом не уклонилась от того, что подобает, цель, стоящая перед святыми.

(34) «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни настоящее, ни будущее, ни Силы, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Если совсем ничто не может отлучить нас от любви Божией, осуществляется же она нами во Христе Иисусе, то каким образом не очевидно, что Христос – Бог, если, любя Его, мы любим Бога всех? Когда же я называю Христа, указываю на вочеловечившееся Слово от Бога.

(35) «Ибо все мы предстанем на суд Божий», предстанем же мы перед Христом. Ибо Он сядет на престоле славы Своей, судя вселенную по правде, хотя Давид говорит, что Бог – Судия. Стало быть, Христос – Бог.

(36) «Но писал вам, братия, с некоторой смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати быть служителем Христа Иисуса у язычников и (совершать) священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно (Богу)». Те, которым вверено дело священнодействия, служат одному только Богу, ибо священники предстоят не пред людьми. И вот же божественный Павел говорит, что ему дана от Бога благодать быть служителем Иисуса Христа и священнодействовать благовествование Христово среди язычников. Стало быть, Христос – Бог, если проповедуя Христа язычникам, он говорит, что совершает для них священнодействие благовествования Божия, чтобы они были приняты (Богом) как освященные Духом.

(37) «Итак, я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что (относится) к Богу, ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников (вере), словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово было распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика». Он говорит, что он хвалится в Иисусе Христе, добавляя, что имеет похвалу к Богу. А что не человеческая – способность Христа производить силою Духа чудные дела в святых апостолах, можно ли сомневаться? Ведь подобно тому, как каждый из нас совершает свои дела собственной силой, так и Христос, пользуясь Духом как собственной силой, производит чудные дела через руку святых. Тогда каким образом не Бог – Тот, для Кого собственным является Дух Святой?

(38) «Приветствуют вас все церкви Христовы». Хотя в другом месте он говорит, когда пишет Тимофею: «Чтобы ты знал, как должно поступать в доме Божием». Если же он знает, что церкви – Христовы, и засвидетельствовал это, стало быть, Христос – Бог.

(39) «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре». Хотя о мире говорится, что он – Божий, Христос негде сказал святым апостолам: «Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам». Тогда каким образом не Бог – поистине Податель мира и Тот, Кто дает его достойным как собственное благо?

Примечания
1* ὁρισθέντος. Ср.: «открылся» (Син.); «поставлен» (еп. Кассиан); «нареченнем» (Елизав.). Значение этого причастия здесь обычно выбирают между двумя вариантами, из которых первый, отраженный в синодальном переводе, соответствует толкованию свт. Иоанна Златоуста: «указанный, открывшийся, признанный» (Iohannes Chrysostomus. In epistulam ad Romanos homilia 1 (CPG 4427) // PG 60, 397. Рус. пер,: Иоанн Златоуст, свт. 1903. С. 492). Второй вариант «назначенный, поставленный», который предпочтен в переводе еп. Кассиана (Безобразова), выглядит не очень удачным, поскольку может дать мысль, будто Христос «стал» Сыном Божиим лишь после Воскресения. Но это исключает общий контекст посланий ап. Павла, ясно учившего об изначальной божественной славе Христа (ср.: 2 Кор. 4:4; 2 Кор. 8:9; Кол. 1:15–19), так что Его воскресение не было изменением Его отношения к Отцу, но лишь обращенным к людям обнаружением Его сыновства (ср.: Фил. 2:9) (Sanday, Headlam 1902. P. 7–8). Даем вариант славянского перевода, поскольку он, не противореча такому пониманию, ближе к исходному греческому слову, а также лучше соответствует его употреблению у самого свт. Кирилла. В своем «Толковании на Послание к Римлянам» он прилагает соответствующий глагол и к людям, получившим усыновление от Бога, объясняя при этом разницу между нашим усыновлением и сыновством Спасителя. «Ведь и мы наречены (ὡρίσμεθα) сынами Божиими, однако не в силе, но удостаиваясь такого наименования в качестве благодати и приобретая это (т. е. усыновление Богу) только по воле Бога Отца». Христос же, «хотя и родился от семени Давидова по плоти и по причине человеческого причисляется к сынам Божиим как один из нас, но в силе и истине Он – Сын по природе, через Которого и мы получаем усыновление» (Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in s. Pauli epistulas. In epistulam ad Romanos // Pusey 1872. Vol. 3. P. 175).
5* οὐκ ἐδοκίμασαν (= NA, RP). Ср.: «не заботились» (Син.); «не рассудили» (еп. Кассиан); «не искусили» (Елизав.).
10* Пс. 74:8.
11* + и на всех (RP, Син., Елизав.).
16* твой: наш (Rahlfs; Син.; Елизав.). Кроме свт. Кирилла, чтение «твой» в этом месте Второзакония засвидетельствовано еще у целого ряда древних церковных авторов: Евсевий Кесарийский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Епифаний Кипрский, Василий Селевкийский, прп. Анастасий Синаит и др. (Wevers 1977. S. 120).
18* кроме Меня (= Rahlfs). Исх. 20:3. Ср.: «разве Мене» (Елизав.); «пред лицем Моим» (Син.). Синодальный перевод в данном случае буквально передает идиоматическое выражение, употребленное в древнееврейском тексте (MT), переведенное в Септуагинте «кроме Меня» (πλὴν ἐμοῦ) без каких-то разночтений по рукописям (Wevers 1991. S. 240).
21* Иисуса:
23* ἴδιον αὐτοῦ τὸ πνεῦμα. Это выражение, буквально повторенное в 9-м анафематизме свт. Кирилла против Нестория, вызвало критику блж. Феодорита Кирского, заподозрившего святителя в «богохульном и нечестивом» учении о том, что Святой Дух имеет бытие и от Сына (Cyrillus Alexandrinus. Apologia contra Theodoretum 62 // ACO 1, 1(6). P. 133. Рус. пер.: ДВС 1892. C. 72–73). Но из ответа святителя (Ibid. 64 // P. 135; С. 73), а также из объяснений, данных позднее архиепископу Иоанну Антиохийскому (Idem. Epistula 39,10 // ACO 1, 1 (4). P. 19. Рус. пер.: ДВС 1910. С. 151), видно, что он в точности принимал слова Священного Писания, гласящие, что Святой Дух исходит от Отца (Ин. 15:26). Святой Дух является «собственным» Сыну, как и Отцу, в силу их единосущия, а не в силу ипостасного происхождения Святого Духа от Сына. Свт. Кирилл и прежде несторианского спора учил, что поскольку Сын по природе рожден от Отца и пребывает в Нем, постольку Он «усваивает Себе по природе собственный Дух Отца, исходящий от Отца и подаваемый творению через Самого Сына» (Idem. Commentarii in Iohannem 11, 10 // Pusey 1872. Vol. 2. P. 718. Рус. пер.: Кирилл Александрийский,свт. 2002. Кн. 3. С. 743). В споре с Несторием ему важно было подчеркнуть, что такое вечное отношение Святого Духа к Сыну сохраняется и после Воплощения, так что Святой Дух является собственным Духом Христа как воплощенного Слова. Такая мысль неоднократно звучит в его полемических трактатах, в т. ч. в последующих главах книги «О правой вере к царевнам» (гл. 37, 57, 89, 91, 188). Отметим, что хотя у святителя можно найти немало выражений, благоприятствующих, на первый взгляд, позднейшему западному учению о том, что Святой Дух исходит «и от Сына» (Filioque), на которые традиционно ссылались латинские теологи в полемике с православными, рассмотрение этих мест в общем контексте его творений позволяет хорошо объяснить их в смысле православного учения об исхождении Святого Духа от Отца и Его послании в мир через Сына (Феодор (Юлаев), иером. и др. 2014. С. 267–268).
26* Ср.: Евр. 2:14.
27* Христовой (= NA, RP, еп. Кассиан): Божией (Син., Елизав.).
28* + или нагота (RP, Син., Елизав.).
30* ἐξ ὅλης τῆς καρδίας σου (= Rahlfs; Син.; Елизав.). В Геттингенском издании Септуагинты в качестве основного выбрано другое чтение: «от всего помышления твоего» (ἐξ ὅλης τῆς διανοίας σου) (Wevers 1977. S. 120).
31* крепости (ἰσχύος): силы (δυνάμεως) (Rahlfs, Син., Елизав.). Употребленное здесь свт. Кириллом редкое чтение, вероятно, подсказано перифразом этого места из Второзакония в Лк. 10:27 (см.: Wevers 1977. S. 120).
34* Ибо (NA, RP, еп. Кассиан, Елизав.):
35* Божий (NA, еп. Кассиан): Христов (RP, Син., Елизав.). Рим. 14:10.
37* Пс. 74:8.
38* Христа Иисуса (NA, еп. Кассиан): Иисуса Христа (RP, Син., Елизав.).

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист