Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Икона Спас Благое Молчание. Последняя четверть XIX века. Москва (?). Старообрядческая мастерская

Спас Благое Молчание

Последняя четверть XIX века. Москва (?). Старообрядческая мастерская

Последняя четверть XIX века. Москва (?). Старообрядческая мастерская


30,8 × 26,5 × 2,6. Дерево (липа), доска цельная, две врезные встречные широкие шпонки (утрачены); ковчег, паволока (?), левкас, темпера.

Происхождение не установлено. Приобретена в Ikonen Gallerie Dritsoulas (Мюнхен, Германия) в 2008 г. Инв. № ЧМ-202.

Сведения о реставрации отсутствуют.

Сохранность авторской живописи очень хорошая. Небольшая утрата, восполненная левкасом и тонировками по центру верхнего поля иконы с заходом на средник и на левом поле по лузге, нижнее поле поновлено.

Подпись автора и дата, сделанные твореным золотом, лежат по поновленной охре и оставляют сомнения в подлинности: на нижнем поле: слева:  «1886», справа: «Парилова».

Композиция иконы, представляющая собой сравнительно поздний и сложный для истолкования иконографический тип Христа, восходит к изображениям Иисуса Ангела Великого Совета, сложившимся в византийском искусстве в XIV в. и основанным на текстах пророчеств Ветхого Завета (Ис. 9:6; Мал. 3:1) и их новозаветных толкованиях. На Руси поясная прямоличная фигура Эммануила с симметрично прядями длинных волос по плечам, крестообразно сложенными на груди руками известна по фреске алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля (1481), расположенной над входом в северный Петропавловский придел. Однако в окончательном виде иконография Спаса Благое молчание сложилась не ранее второй половины – конца XVI в., в эпоху создания символико-аллегорических образов и дидактических сюжетов, и получила распространение в иконах и фресках XVII–XIX вв. Облик Спаса в произведениях этого времени близок крылатому образу Софии Премудрости Божией. К характерным чертам рассматриваемого типа следует отнести не только евхаристический причастный жест скрещенных на груди рук, означающий покорность, смиренное принятие благодати Божьей, но и восьмиугольный нимб – атрибут Премудрости Божией и символ воплощения Логоса, а также ангельские крылья – принадлежность вестника и Мессии, посланника Божия. Следует отметить типичные для иконографии образа одежды Эммануила – богато украшенный жемчугом и драгоценными камнями царский далматик с золотым лором, оплечьем и каймой на рукавах (в литературе эти одежды часто называют архиерейским саккосом) и шитые поручи нижней туники. К более редким деталям, но также встречающимся в иконах этого извода, относится головной убор в виде короны или митры.

Самоуглубленный образ юного Христа-Ангела является символом предвечного слова Божия – Логоса, второго Лица Троицы, изображением молчаливого Слова, еще покоящегося в лоне Отца перед Творением, находящегося в состоянии покоя перед Воплощением. На символическое содержание этого аллегорического образа и его наименование повлияли также библейские пророчества о смирении и покорности безгласного Агнца: «как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:5-7). Не исключена определенная зависимость между этой иконографией и иконой «Иоанн Богослов в молчании», в которой молчание – жест замыкающего свои уста апостола Иоанна, автора Евангелия, начинающегося словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», соединены с персонификацией Премудрости и Слова – крылатой ангельской фигурой с софийным нимбом. Известно несколько вариантов иконы «Спас Благое молчание», в основном различающихся цветом и декором далматика и наличием короны. Особый извод сложился в конце XVIII в. в старообрядческой иконописи Невьянска, отличительной приметой которого был придерживаемый скрещенными руками раскрытый свиток с надписью, заимствованной из книги пророка Исайи, и окруженной образами херувимов и серафимов. Текст на свитке: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем» (Ис.61.1) как никакое другое место в Библии, указывает на Иисуса как на Помазанника, Мессию и Вестника.

Содержание надписи объясняет широкое распространение этой иконографии в старообрядческой среде (в том числе в медном литье), к которой, скорее всего, и относится данное произведение. Среди икон этого извода памятник выделяется характером одеяний: украшенной орнаментом багряницей – царской далматикой и головным убором, напоминающим царский. Примечательной особенностью исполнения иконы «Спас Благое Молчание» является искусственный кракелюр, кое-где нанесенный поверх авторской живописи. Такой прием был характерен для мастеров-старинщиков и реставраторов, привыкших «заделывать» иконы под древнее письмо XVI века. 


Икона хранится в Музее Русской иконы.

Прочитать подробнее об этой иконе можно на странице музея.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист