Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Преподобный Макарий Унженский

Преподобный Макарий Унженский

Конец XVII века. Мастер круга Оружейной палаты

Конец XVII века. Мастер круга Оружейной палаты

31,3 × 26,5 × 3,7. Дерево, доска цельная, две врезные встречные, слабо выступающие шпонки, двойной ковчег, паволока (?), левкас, темпера.

Происхождение не установлено. Икона обнаружена в 2009 г. коллекционером С. Н. Воробьевым (Москва) в городе Городец Нижегородской области. В этом же году приобретена для музея. Инв. № ЧМ-490.

Реставрирована до поступления в коллекцию в 2009 г. С. Н. Воробьевым. Икона находилась под записью (в основном на полях) и потемневшей покровной пленкой. При реставрации восполнены незначительные утраты живописи на полях (особенно в правой части верхнего поля), по лузге, вокруг нимба святого и на изображении позема в нижнем левом углу.

Авторская живопись хорошей сохранности. Мелкие сколы и выщербины древесины по краям, красочный слой по краю доски потерт. Незначительно утрачено золото на нимбе и вокруг изображения Троицы Ветхозаветной, одежды ангелов потерты.

На нижней шпонке процарапана надпись (прописью): «[Г]орова».

Икона посвящена одному из самых почитаемых на Руси чудотворцев, великому подвижнику, основателю целого ряда монастырей в нижегородских землях. Преподобный Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 г. в семье благочестивых родителей и уже в возрасте двенадцати лет тайно ушел из дома и принял иноческий постриг в Печерском Вознесенском монастыре. Здесь святой проявил себя как строгий аскет, чем снискал большой почет и уважение среди братии. В начале своего отшельнического подвига Макарий подвизался на реке Лух, где вскоре основал Богоявленский монастырь. Затем он удалился в местечко под названием Желтые Воды, где построил небольшую келью, а в 1434 г. заложил обитель во имя Святой Троицы (впоследствии – Троицкий Желтоводский монастырь) и стал ее игуменом. Преподобный прославился проповеднической деятельностью среди окрестных жителей: черемисов, чувашей и татар. В 1439 г. Желтоводский монастырь был разорен набегом казанских татар, убивших большую часть братии и взявших в плен самого Макария. Святого отпустили лишь после обещания не возобновлять обитель на прежнем месте. Преподобный Макарий удалился выше по течению реки Унжи и основал новый монастырь, также освященный в честь Троицы (известен как Макарьевский Унженский монастырь). Здесь Макарий и скончался в 1444 г. в возрасте девяноста пяти лет. Еще при жизни преподобный прославился чудесами, однако вплоть до канонизации при патриархе Филарете в 1619 г. оставался местнопочитаемым в нижегородских, галичских и костромских землях. Святые мощи преподобного были обретены в 1671 г. во время строительства каменной Макарьевской церкви в Унженском монастыре.

В связи с установлением общерусского почитания святого Макария с XVII в. получают широкое распространение его изображения, большую часть которых составляют иконы, служившие раздаточными образцами для посещавших обители паломников. Традиционно преподобный предстает на них в молитве Ветхозаветной Троице на фоне основанного им монастыря. Публикуемая икона следует описанному иконографическому изводу. Святой изображен в полном монашеском облачении, с опущенным на плечи куколем, с развернутым свитком в руках, надпись на котором гласит: «Лучезар/ныя тво/я молит/я воссия / ми бже / мой три/ипостасне». По сравнению с композицией большинства известных икон этого времени, где подробно фиксировались все монастырские постройки, на рассматриваемом памятнике важнейшее место занимает пейзаж, состоящий из горных лещадок и зеленеющих холмов, сплошь усыпанных красными цветами. Сама же обитель представлена издалека и служит лишь символом святыни, местом устремления многочисленных богомольцев.

Стилистические особенности иконы – ее благородно-сдержанный цветовой строй, построенный на сочетании малиново-красного, зеленого и белил, обилие золота и характерное многослойное личнóе письмо с использованием активной подрумянки и сильных высветлений разбеленной охрой по темно-зеленому санкирю, а также увлечение отдельными деталями, «реалистическими» элементами пейзажа, написанного на фоне светлого неба, постепенно переходящего у правого поля в темно-зеленое, – находят аналогии в широком кругу ярославских и костромских памятников рубежа XVII–XVIII столетий, тесно связанных с иконописными традициями школы Оружейной палаты. В качестве примера можно привести житийный образ преподобного Феодосия Печерского последней четверти XVII в. из ГРМ, иконы «Преображение» конца XVII в. и «Христос и самарянка» 1698 г. из ЯХМ с близким характером написания круглящихся холмиков с притенениями в верхней части и кустов, исполненных при помощи точечных мазков белилами по зеленому подмалевку, а также цветных облачков, окружающих образ Ветхозаветной Троицы на иконе Феодосия Печерского. Высокое мастерство исполнения образа, явно свидетельствующее о его заказном характере, подтверждает гипотезу о том, что он был создан иконописцем, прошедшим выучку в мастерской Оружейной палаты.


Икона хранится в Музее Русской иконы.

Прочитать подробнее об этой иконе можно на странице музея.