
Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Кулеберьево
Историческая справка
В XVII веке в селе существовала деревянная церковь, посвящённая Успению Пресвятой Богородицы. Согласно архивным данным, в храме хранилось Евангелие 1657 года из Никольской пустыни села Писчугово с дарственной надписью: «В 1661 г. 14 июня приложена сия книга в церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кулеберьево» . В 1791 году деревянная церковь сгорела, и на её месте началось строительство каменного храма.
Строительство каменной церкви велось с 1791 по 1799 годы. Первым был освящён придел во имя святителя Николая Чудотворца в 1791 году, а в 1799 году — главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1856 году придел был упразднён, и вместо него построен зимний однопрестольный храм, освящённый 22 мая 1852 года в честь святителя Николая .
Архитектура храма сочетает элементы барокко и классицизма. Главный объём представляет собой высокий двусветный четверик, несущий восьмерик с купольной гранёной кровлей удлинённых пропорций. Он завершён световым восьмигранным барабаном и главкой на тонкой шейке. С основным объёмом контрастируют прямоугольные алтарь и трапезная, равные по высоте первому ярусу четверика. Колокольня состоит из трёх последовательно уменьшающихся четвериков (нижний двухъярусный), увенчанных тонкой главкой над выпуклой четырёхгранной кровлей с люкарнами .
Внутреннее убранство храма включает клеевую живопись первой половины XIX века в стиле классицизма, сохранившуюся в своде и восьмерике. На стенах — масляная живопись второй половины XIX века в позднеакадемической манере. В своде изображена «Хвалебная песнь Новозаветной Троице» с уравновешенным расположением фигур и чётким делением композиции на две части: в основании — фигуры святых, а над ними — летящие ангелы. Библейские и евангельские сцены размещены в два яруса: в верхнем — в простенках между окнами и в арочных нишах, в нижнем — три композиции между тромпами. На восточной грани помещена композиция «Нагорная проповедь», диссонирующая с «Распятием» в завершении иконостаса .
Иконостас конца XVIII века выполнен в барочном стиле и сохранился фрагментарно. Первоначально он представлял собой трёхъярусное сооружение с семью осями и небольшими заворотами на стены. Центр фланкирован двумя плавно изогнутыми выступами, несколько меньше выдвинуты боковые части. Широкий антаблемент над первым ярусом имел резкие скругления по краям. Над венчающим антаблементом в центре возвышаются уцелевшие иконы в фигурном барочном обрамлении: «Новозаветная Троица» и святые по сторонам. В завершении — скульптурное «Распятие» .
В 1941 году летний храм был закрыт и в дальнейшем использовался под зерносклад. Зимний храм святителя Николая в 1952 году был разрушен. В 1974 году храм был поставлен на учёт как памятник культовой архитектуры. В настоящее время храм возвращён верующим и действует .
Как проехать
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке