
Пасхальная проповедь 414 года (под № 1).
«По всей вселенной, так начинает свою первую пасхальную проповедь св. Кирилл, возсиявает и открывается светозарный блеск радостного и божественного праздника, прогоняющий все темное и мрачное от доблестных празднолюбцев” . Посему, следуя совету апостола (Римл. 13, 12 – 13) и блаженного Давида (пс. 94, 1), мы должны воспеть победную песнь Христу, снисшедшему ради нас на землю и уничтожившему крестом жало смерти. При этом более всего должно заботиться о единодушии и единомыслии в исповедании веры Христовой и в благочестии. Неусыпность и мужественность в благочестии особенно необходимы теперь, когда воссиял праздник светлого Солнца, освещающий для нас путь ко всякой добродетели. Только несмысленные иудеи, погрязшие в чувственно-прообразовательном культе, не могут придти к свету Спасителя, а потому они слышат грозное слово отвержения от Бога. Между тем истинно обрезанные сердцем, т. е. служащие Богу духом, слышат от Бога помилование и прощение грехов . Посему необходимо нам, коль скоро приблизился к нам Спаситель, совлечься ветхого человека и обновиться в нового, восстановленного по образу Создавшего его, необходимо, по слову Иеремии, очистить божественным страхом, как огнем, заросшую тернием и иссохшую от нечестия душу, принять семя Спасителя и представить Богу иудея, иже в тайне, и тайное обрезание всякой нечистоты от сердец своих . Тогда то мы и сподобимся услышать: «празднуй, Иудо, праздники твоя” ... (Наум. 1:15). – а, р. 401 – 404.
Вслед затем св. Кирилл развивает мысль об обязанности и долге служителя церкви – выступать с проповедью, о трудности сего и тяжелой ответственности за нерадение и беспечность в деле проповедничества. Так слово Божие подвергает проклятию творящих дело Господне с небрежением . Посему все святые мужи трепетали сей великой миссии и, не смотря на свою близость к Богу, отказывались от божественного служения (Иона, Моисей, Иеремии). Но Бог пристыжает страшащихся божественного служения и повелевает мужественно идти на определенное им дело. Трепеща грозных божественных слов, и я, недостойный, говорит проповедник, получив преемство епископского служения после преславного епископа Феофила, по необходимости вступил теперь на проповедь β᾿, р. 404–5.
Проповедник кратко указывает, далее, на сущность праздника Пасхи и наши обязанности в виду этого. Здесь, наконец, он обозначает и специальный предмет своей проповеди. Сказав, что грешники в виду праздника должны очиститься, праведники же должны радоваться и ликовать, проповедник говорит о явлении Спасителя в мир и необходимости сего явления. Обуреваемые нечестием и прегрешениями люди, по слову псалмопевца, взывали о явлении к ним на помощь Бога. Но тогда Он далек был от людей. Только явившись по плоти от жены, воссиял для нас Спаситель. Целью сего пришествия Спасителя было уничтожение смерти и греха и всякой вражеской силы, и утверждение на земле всякой чистоты после изгнания неведения. Если воссияло солнце, то необходимо уничтожить луну, т. е. диавола, как разумеет Писание. Посему нужно избегать дел ночи и тьмы, т. е. освободиться от грехов ; а это особенно прилично сему времени. Если на гимнастических состязаниях борцы трудятся до поту лица из -за ничтожнейшей награды, то тем необходимее трудиться истинным рачителям благочестия, которым Бог дарствует то, чего ни око не видело, ни ухо не слышало и проч. К принятию на себя таких подвигов, в виду приближения праздника, и приглашает верующих сие слово, или проповедь. Указание же на обязанность проповедания св. Кирилл видит в повелении Божием Моисею (Числ. X, 1) сделать две серебряные кованные трубы. Трубы и означают проповедь (λόϒος) церковную, имеющую двоякую цель: одна призывает к правильному разумению божественных догматов, а другая учит правилам нравственной жизни. серебряность труб указывает на ясность и отчетливость как в познании догматов, так и в избрании правил деятельности, итак, пусть слово наше, говорит Кирилл, привлечет вас к воле законодателя, освятит пост и провозвестит цельбу – β᾿, р. 405 – 409.
Словами апост. Иакова (1, 27) святитель научает, в чем должен состоять истинно – христианский пост ; – именно – в посещении сирых и вдовиц, и в соблюдении себя чистым от скверн мира. К этому побуждает нас и сама природа и слова апостола (Колосс. 3, 5): «умертвите уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую“ и проч. Одним только воздержанием от пищи и всецелым неядением еще нельзя достигнуть истинной благодати поста, чистоты и святости. Посему нужно вырвать из своей души зародыши всех тех страстей, против которых установлено лекарство поста, т. е. умертвить страсти, сделать свободным от них свой ум и избегать общения с порочным. Итак, на время следует воздержаться от яств и изысканной трапезы, неумеренным наслаждением в принятии пищи не разбудить дремлющий в нас грех . Откормленная плоть побеждает дух, а плоть, изнуренная постом, уступает эту победу духу – ϒ, р. 409 – 412.
Отринем, поэтому, всякую роскошь яств ; пусть вселится в нас воздержание, упраздняющее всякий грех, – увещевает проповедник и доказывает важность и благоухание поста священными примерами: Иоанна Крестителя, получившего за пощение высокий отзыв Спасителя; Моисея, которого воздержание уготовало предстать пред лице Самого Бога. Действительно, пост есть образ всех добродетелей, подобие ангельского жития, источник целомудрия, уничтожение сладострастия. Не чрез пост ли и три еврейские отрока в Вавилоне, вместо царской трапезы питавшиеся плодами земли, вышли невредимы из пещи огненной и неубоялись угроз царя? Не пост ли спас Ниневитян от грозного Божественного гнева? и много других примеров, учит проповедник, можно бы привести в доказательство великой пользы поста, но дело и без того уже очевидно. Гораздо рельефнее представится важность и красота поста, когда мы сопоставим его с его противоположностью: роскошью в яствах, и покажем результат последней. Во время странствования евреев по пустыне, когда Моисей был на горе Синае, евреи предались разгулу страстей: «седоша, говорится, людие ясти и пити, и возсташа играти», т. е. любодействовать. Но за сие самое, как учит ап. Павел (1Кор. 10, 8 – 9), они погибли от змей. И пример манны говорит о пользе поста. δ, р. 412–413. Но положим, возразят, поститься есть дело хорошее; однако это очень тяжело и убийственно для организма. Возражение сие, отвечает Кирилл, исполнено крайней нелепости: если мы любим прекрасное, заботимся о том, как бы побольше сделать для себя полезных приобретений, и в этом смысле не считаем пост как что-то бесполезное; то как же мы хотим избежать трудов (т. е. воздержания), чрез которые именно и получается прекрасная прибыль? Как злаки не только могут расти, но и иметь начала бытия без корня; так и блаженное состояние духа имеет свой корень в подвиге поста и чрез него воспроизрастает . Посему, одно из двух: или, отказавшись от воздержания, мы должны будем уподобиться мертвецам, лишиться и доброго имени и вечного спасения; или же, возлюбив пост, получим в награду столько благ, сколько случилось бы вреда в противном случае. Если мы хотим быть благоразумными, то должны предпочитать наилучшее такой пользе, в достоинстве которой мы не уверены. По сему те люди самые безрассудные, которые избегают прекраснейших дел, совершенно безвредных для своих совершителей, – избегают из -за каких-нибудь ничтожных трудов . Но сами вспомним при этом, говорит Кирилл, что отказывающиеся претерпеть малое подвергаются несравненно большим и тягчайшим наказаниям, то не следует ли отсюда, что гораздо благоразумнее принять на себя то, что и хлопот требует меньших и приносит наилучшие плоды? Что, в самом деле, обременительнее или мучительнее: поститься, или терпеть вечные муки? Если всякий согласится, что несравненно хуже претерпевать мучения, то почему мы не делаем наилучшего выбора, когда сама жизнь предлагает любое из двух ? Но несомненно, что от вечных мучений мы можем освободиться только посредством трудов (т. е. пощения); отказавшись же от них, мы обрекаем себя на неугасимый огонь. Прекрасно присовокупить п сказанному и то, что наслаждение бывает особенно приятно тогда, когда мы на время лишаемся или удаляемся от предмета наслаждения. Так, благо здоровья становится наиочевиднейшим для впавших в болезнь; особенно падкими до наживы бывают люди, угнетенные бедностью и недостатком . Чего мы не имеем, тем и жаждем наслаждаться, и сказать кратко; вследствие отсутствия удовольствий является больший порыв на них . Первоверховный Художник Бог все и устроил таким образом, установив, между прочим, чтобы солнце являлось после ночи, а ночь после него, что бы, поочередно заступая одно другое, они делали сладость появления своего наиболее приятною. Коренное свойство человеческого духа – умеренно пользоваться настоящим ; от пресыщения же является порыв на новое уже и рисуемое в мыслях удовольствие. Всё сказанное относится к посту и к роскоши. Посему поститься не бесполезно и для того, чтобы, когда позволит время, приятнее наслаждаться. δ᾿, р. 413 – 416.
Возлюбим же, снова взывает Кирилл, пост, матерь всякого блага и всякой душевной радости. Пусть издеваются над ним язычники (собственно греки), мнящие себя мудрецами, и безбожные иудеи, которые хотя и знают о посте, но поступают так постыдно, что, пожалуй, было бы лучше, если б они вовсе не слыхали о нем и не постились. Пост у них только именем своим указывает на добродетель, на самом же деле служит поводом к хвастовству. Подтверждением сего служит оный невежественный Фарисей, который так тщеславно молился пред Богом (Лк. 18:12). «Что говоришь ты, безумный, хвастаясь постом », спрашивает Кирилл ? «Уже ли ты не замечаешь в своем недуге столь великой дерзости, преследуя с таким тщанием столь мелочные вещи? Уже ль ты не чувствуешь своего высокомерия и хвастовства, ты, процеживающий комара и проглатывающий верблюда, как говорит Спаситель (Мф. 23:24)? Как это ты, считающий себя знатоком закона, не знаешь, что написано в последнем: «да хвалит тя искренний, а не твоя уста, чуждей, а не твои устне. (Притч. 27:2). έ – р. 417. Действительно, всякой нечистоты исполнена мысль иудейская, и нет такого постыдного порока, в котором бы они не отличились; и это стоит у них в почете. Отрекшись от Божественного закона и данной им заповеди, они пребывают упорными в своем неверии. – Сильно у грешника возбуждение к временно-полезному, и неприятно целомудрие для распутных . Как у пьяного ум бессмысленно блуждает и не может подняться до здравого рассуждения, так и преданные удовольствием, ниспавши в грех, как в глубокий ров, и пронзивши целомудрие души нечистыми похотями, поселяют в себе неизлечимое зло, быв всецело одержимы сею болезнью. – έ, р. 417.
Безрассуднейшие иудеи, продолжает проповедник, хотят соперничать со своими отцами безбожием и избытком заблуждений, и считают для себя позором уступить им (отцам ) первенство в греховных деяниях . Посему то и Бог изрекает им чрез пророка праведный свой гнев . »0, открывшие своими нечестиями родителей своих, восклицает св. отец, и тождеством убеждений обнаружившие тех, детьми которых вы считаетесь! 0 превзошедшие в своем безбожии родивших и дерзкими выходками против закона доказавшие бессилие их (выходок )! Вам одним удалась победа в том, в чем полезнее было бы быть побежденными. 0, достигшие победы, позорнейшей всякого бесславия! Вас осуждает сам Судия всех – Бог, говоря: «ожесточиша выю свою“. Плакать повелевает Он о вас пророку и отвергает вас от Себя – за служение идолам и возношение жертв демонам в священных рощах и на всякой горе. Так бывает, что не желающий спасения ненавидит пути последнего и не пропускает ни одного случая удовольствия. Так было и с иудеями. Но если они, не смотря на возможность получить спасение под условием раскаяния, все таки не позаботились о своей пользе и даже ни во что ставили такое человеколюбие Бога, то не справедливо ли, что они, решительно недостойны сожаления? Вместо удаления от греха, а, следовательно, и прощения от Бога, они, напротив, все большие и большие прилагают к прежним заблуждения, и потому сами же накликают на себя тяжкие наказания. Не моя мысль, говорит Кирилл, что иудеи недостойны милости Божией: Сам Бог запрещает пророку (Иеремии, 7, 16 – 18) молиться о них. Если все у них исполнено греха, то справедливо и отвержение их от Бога: ибо мера наказаний всегда должна соответствовать величине заблуждений. Если ж иудеи удалились от Бога, то самым естественным наказанием для них служит лишение их жречества и божественного попечения. Счастье скользкая и опасная вещь для глупцов . Именно, когда счастья достигают люди, не стоящие его, то тут то и открывается случай к безрассудству. Это и было с израильтянами. Вот почему святые оплакивают иудейский народ, как уже не могущий восстать (Ам. 5:1; Иер. 9, 17 – 18; Плач. 4, 18 – 19).–ς, р. 420–424.
Итак, когда такое крайнее нечестие охватило всю вселенную, когда вся подсолнечная находилась во власти диавола, когда греки впали в пагубное многобожие, а иудеи, презрев данные им заповеди, делали бесславное, – когда, таким образом, суша и море были покрыты как бы мраком и ночною тьмою, тогда Владыка и Господь всяческих не допустил погибнуть лучшей из своих тварей, т. е, человеку, Посылает к нам свое единородное Слово, которое одно могло отнять тиранию у диавола и освободить нас от обдержащих зол . И вот Слово, восприяв подобие наше и сделавшись человеком, не теряя в рождении от св. Девы Марии ни того, чем прежде было, ни получая того, чего в нем не было, – устрояет наше спасение. Оно пребывает, как учит Павел, «вчера и днесь, той жде и во веки“,не претерпев чрез вочеловечение какого- нибудь преложения или некоего пременения Божества, но оставаясь тем, чем было, и будет тем вечно. Снисшедши же на землю, Слово предает надменно хваставшегося диавола (Исх. 10:14) на смех и потеху верующим в Господа. Смыв с нас в бане пакибытия тяготевший на нас грех. Оно (Слово) всю вселенную представило чистою, показало нам путь спасения, открыло ясное ведение божественных догматов, поставило нас наравне с ангелами, небесными гражданами, соединило земное с небесным и пр. Между тем дерзкие иудеи не хотели исповедать Его Спасителем и Господом . Напротив, как будто оскорблялись тем, что Оно (Слово) явилось облагодетельствовать род человеческий, спасая нас от погибели,, – и предали Его крестной смерти. И даже висящего на древе не переставали злословить и хулить. Но Спаситель, претерпев смерть за нас, сходит во ад и разоряет богатства диавола, выведя оттуда пленников его. Воскресши же из мертвых, Он становится начатком умерших и освобождает человеческое естество от уз смерти. Окончив же домостроительство вочеловечения, возносится на небо, представляя Себя Отцу первоначатком человеческого естества, залогом же сего обетования подает нам Духа.Итак, заключает проповедник, исповедуем Господа благодетелем и Спасителем нашим ; явимся истинными чадами Божиими по своим делам, и посредством их представим прекрасную отплату нашему Владыке; очистим себя от всякой душевной и телесной скверны, сов ершим в чистоте пост . – Следует дата 40-цы и Пасхи данного года.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке