
Изложение содержания пасхальных проповедей. Общие замечания.
Главным предметом содержания Пасхальных проповедей служит мысль о величии пасхального торжества. Величие же пасхального празднества основывается на необъятном, превышающем всякий ум и слово человеческое, деле спасения людей, или домостроительстве, воспоминаемом празднике Пасхи. Победа Спасителя над грехом, проклятием и смертью, тиранствовавшею над родом человеческим, сокрушение владычества над миром диавола, освобождение людей от греха, смерти и власти сатаны и примирение их с Богом – вот идея пасхального торжества, а вместе с тем и пасхальных проповедей. Но если столь велик, высок, необъятен предмет пасхального праздника и слова, то ео ipso в проповеднике возникает трепетное чувство робости и страха: он не может даже быстрым полетом мысли объять предлежащего ему предмета проповеди. Потому мысль его обращается только к частным некоторым свойствам и чертам праздника праздников христианских . То она устремлена на причины торжества, то на древнюю историю его, то на сущность, важность и смысл его, то на обязанности наши в виду как праздника, так и воспоминаемого им дела спасения, то на цель торжества, на наше уклонение от требуемой делом спасения нормы жизни и проч. Но многоразлично разнообразясь, мысль эта тем не менее всегда проникнута общей пасхальной идеей. Величие праздника Пасхи напоминает Кириллу о его обязанности проповедовать. Проповедовать же о праздниках заповедано было еще в Ветхом завете – устами Моисея и псалмопевца Давида. Но заповедь эта относится и к служению пастыря Христовой Церкви даже более, – она именно и имеет в виду праздник Пасхи. В самом деле, что такое Ветхий Завет – закон и пророки? Это образ нового, сень грядущих благ ; конец закона и пророков – Христос . Отсюда, каждый библейский рассказ, каждая библейская личность, Факт, его место, время и проч, – суть прообразы новозаветных лиц, мест и событий. Времена патриархов, Авраам, Исаак, рабство египетское, Фараон, нашествие из Египта, манна, Амалик, Самуил со своим образом жертвоприношения, воцарение Саула и проч. и проч., – все это суть образы дел и событий, воспоминаемых пасхальным празднеством, – или лучше «штрих”, тени и разноцветные краски, живописующие картину спасения людей“. Но если «тук ветхозаветного писания покрыт оболочкой иносказания“, то как заблуждаются иудеи, коснея над буквой Писания? Ведь их обличали в слепоте, дерзости и жестоковыйности, – не только Христос Спаситель, – но еще в древности закон и пророки, наводившие их на более глубокое и осмысленное понимание Писаний. Но не одни иудеи упорствуют в своем невежестве. Есть еще лжеименная мудрость мира сего, силящаяся подчинить себе свободную природу человека; но, с пришествием Спасителя, она сама должна, как Агарь, покорившаяся под руку свободной, служить истине Христовой, ибо для того и пришел Спаситель, чтобы разогнать мрак неведения. Действительно, в жалком состоянии находился род человеческий перед пришествием Христа. Издевалась над людьми смерть, тиранствовал над ними грех, и диавол распростер свою власть над всей поднебесной. Все повергнуто было ниц, не смело поднять головы, и глубокая тьма покрывала землю. Но вот явился в мир Спаситель, как весна на горах, – и все переменилось-, всюду веет дыхание жизни, благоухание добродетели; смерть попрана, диавол повержен ; мы усыновлены Богу и получаем небесное наследие. Но если так безмерно облагодетельствована природа человеческая деяниями и щедротами Спасителя, то как же мы можем оставаться в грязи порока и нечестия? Наша обязанность – смыть е себя мерзость греха и украситься наиприличными святыми подвигами добродетели, особенно в виду наступления праздника Пасхи. Для того и воплотилось единородное Слово Божие, чтобы очистить нас от скверны греховной, научить истинному Богопознанию и добродетельной жизни. Это показывает жизнь Спасителя и деяния, совершенные Им. – Таково в общих чертах содержание пасхальных проповедей. Как ни разнообразится автором порядок, связь и последовательность указанных мыслей, однако в общем, в сущности своей проповеди Кирилла сходны с представленным нами образчиком их . Разница только в том, что в разных проповедях Кирилл останавливает особенное внимание на каком нибудь одном из указанных нами пунктов и его особенно освещает, – но освещает, все таки, в связи с главной идеей пасхального торжества и проповеди. – Переходим к последовательному изложению содержания проповедей в возможно сжатом виде.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке