Проповеди несторианского и после-несторианского периода (431 – 444).
Отличительным общим признаком всех проповедей св. Кирилле Александрийского, написанных в период времени от 431 до 444 года, служит то, что все они так или иначе касаются несториевой ереси, т. е. или прямо направлены против неё, или развивают догматы, отвергаемые этой ересью, или просто упоминают о ней, – между темь как характерным признаком проповедей предыдущего периода является отсутствие всякого упоминания и намека на эту ересь. Большую часть проповедей составляют проповеди 431 года, именно произнесенные в Ефесе, а потому и называемые Ефесскими, меньшую – в Александрии по поводу переговоров с восточными и прочее.
Первое место между Ефесскими
В начале слова проповедник высказывает свое радостное чувство при виде славного собора св. отцов и делает характеристику их в панегирическом тоне. Упомянув, затем, о цели их прибытия («явились сюда, как мудрые защитники -воины Марии Богородицы“...), оратор обращается с панегирическим приветствием сна чала к городу Ефесян и евангелисту Иоанну Богослову, как патрону Ефеса («радуйся, искоренитель демоновской лжи, сокрушитель храма Артемиды, пристань и ратоборец ЕФеса» и прч.), а потом к святой Приснодеве Богородице: «радуйся и Ты, Мария Богородица, Дева – Матерь, Светоносица, чистый сосуд,... голубь невинный, светильник неугасимый... Радуйся, Мария Богородица, чрез которую пророки вопиют, пастыри славословят ... ангелы ликуют... Радуйся, Мария Богородица, ибо чрез Тебя укрощены и затихли волнения морские, с радостью и кротостью вынесшие на берег со-рабов наших и со-служителей..., благовествующих мир (Исх. 52:7). – Какой мир? – Господа нашего Иисуса Христа, Проповедника мира (Иоанн. 14, 27),Которого не принял злохулитель Несторий, говоря, что не рожден Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, Слово – от Девы Марии“. – pag. 1029 – 1036.
Переводя отсюда речь свою к Несторию, Кирилл говорит о предшествующей полемике своей с ним о покровительствующих ему (Несторию) в данное время комитах
Второе и третье место между Ефесскими проповедями принадлежит проповедям под номерами 1-м и 2-м. В этих беседах нигде еще не говорится о Нестории, как уже осужденном, что произошло 22 июня, но только как о враге церкви и православного учения, которого еще имеет только постигнуть праведный суд, не страшный между тем для правоверных . Так, в 1-й проповеди к Несторию относятся только следующие слова: «посему прими, человек, сей умственный свет! Свет истины тебя озарит и оставь бороться со Христом: Он не знает победителей: побеждает Сам всегда и во всем “ (р. 985). Во второй же беседе даже нет прямого упоминания о Нестории; говорится напр. только так: «если кто возлюбит сей образ плавания, то путь тот держит в уме, как звезду, глаголы благоглаголивого богослова, и тогда он благополучно перейдет горькие потоки ересей, тогда достигнет он безмятежной пристани и встретит самую истину, т. е. Христа” . На основании этого, таким образом, мы считаем обе означенные проповеди произнесенными ранее 22 июня 431 года. Однако недоумение возникает относительно надписания проповеди № 2-й: Лεχθέισα έν ‘Eϕέσψ, έν ήμέρα τοῦ άϒίου ‘Iωάννου τού εύαϒϒελιστού………Между тем память св. Евангелиста Иоанна Богослова совершается 8-го мая и 26-го сентября. Для устранения этого недоумения мы допускаем, что в то время и при том в Ефесе, где была гробница апостола, празднований в честь о памяти Евангелиста было несколько в году, и между прочим было празднование памяти его и в первой половине июня. Допускаем это потому, что ни 8-го мая, ни 26 сентября проповедь эта не могла быть произнесена, так как Кирилл прибыл на собор лишь в первых числах июня, а в сентябре месяце томился заключенный в темнице. Но можно предположить, что установление празднования в честь памяти апостола 8 мая и 26 сентября имеет позднейшее происхождение.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке