
Проповедь 440 года (под ном. 28 м).
Во «вступлении» проповедник показывает, что целью беседы он поставляет назидание слушателей, а не снискание похвал себе. Напомнив, затем слушателям о приближении времени святого праздника Пасхи и наступлении предвестника его, т. е. поста, проповедник призывает слушателей и пасомых к очищфнию себя от пороков и к доброй жизни. Подтверждение сему автор находит в распоряжении Моисея (Втор. 16:16) о посещении мужчинами священного места в три праздника: опресноков, седмиц и кущей. Поводы или причины к установлению сих праздников в жизни еврейского народа и образ совершения самы праздников . – «Праздник опресноков имефт поводом освобождение потомков Израиля...; праздник седмиц совершался во врфмя жатвы пшеницы...; праздник же кущей, или «скинопигии» весфло отправлялся по совершении всех трудов, когда весь разнообразный урожай собираем был в житницы...; тогда выходили с пальмовыми ветвями, а также с пучками тополей и вербы и, устроивши, таким образом, палатки, привольно и по-барски проводили в них целые семь днфй“. Аллегорический смысл всех сих праздников для нас. – а́, р. 941 – 945.
Раскрытие иносказательного смысла праздников . “Фараон служил образом диавольской жестокости; он угнетал потомков Израиля «брением и плинфоделанифм »... изобретатель же греха, сатана, похититель высочайшей славы, повелел обитателям земли воздавать поклонение себе и удерживал их в сем суетном порабощении посредством плотских влечений, как бы брением и плинфоделанием ... Но воссиял миру Христос, чрез Которого и в Котором все искуплены и изъяты чрез Его заколание из власти древнего поработителя. Но если все мы искуплены во Христе, то «посеем себе в правду, соберем плод живота” (Исх. 10:2). – β’, р. 945.
Последние слова проповедник относит к празднику седмиц . «Достигнув, говорит он, величайшей славы и украсившись всякого рода добродетелию, собрав в своих душах богатство разнообразного урожая и заключив его как бы в житницы, – тогда-то мы и заключимся в вышние скинии, получим от Бога райские наслаждфвиа и будем проводить жизнь, свободную от всякорго пота и труда. Образом сего и служит третий праздник кущфй“. – ϒ, р. 945.
Далее автор выасняет, почему Бог установил эти три времени года, в которых всякий мужеский пол должен был являться пред лице Бога. «Женский пол, говорит Кирилл, является всегда более слабым и мыслию и делом; мужеский же в том и другом отношении отличается превосходством и преимуществом . Посему-то мужесний пол, как исполненный сил духа и мысли, и удостоивафтся большфй чести, является пред Богом и удостаивается Его смотрения. Далее, что почитается Богом, то совершенно презирафтся диаволом и его ангелами; “ибо подступает ко всякому святому и свирепо наскакивает на вооруженных духовным мужеством ». Такая ненависть диавола к мужескому в духовном смысле полу видна из распоряжения Фараона (Исх. 1:16) о мужеском новорожденном поле, именно, чтобы он был тотчас после рождения бросаем в реку; жфнский же пол по распоряжфнию Фараона оставлялся в живых. – Посему нужно мужественно приближаться к Богу чрез очиицение от греха, или святость, – ϒ', р. 948 – 949.
Необходимость очищения от грязи порока видна из слов Бога к Моисею, когда он, пасши стада на горе Хориве, увидел горящий куст и хотел приблизиться к нфму (Исх. 3:5). – Но какой образ греха разумеется под сапогами? спрашивает Кирилл и отвечает: «Когда Моисей жил в Египте, было там установлено обычафм, чтобы в священные места идолов не допускаемы были по неосмотрительности обутые в кожи умерших животных . Это считалось у них ничем иным, как осквернением . Потому всевышний Бог с целью показать, что не очистившиеся не могут приблизиться к Нему, призывает, как бы применяясь к обычаю египтян, священного Моисея к духовному очищению». Посему, служаицие Богу должны удалиться от мертвых дел, т. е. телесных удовольствий, разгула,. пьянства, взяточничества в корыстолюбия, пересудов, высокомерия и проч., что внушается и апостолом Иоанном (1 Иоанн. 2, 15 – 17).–δ᾿, р. 949–952.
«Путь к такой жизни, говорит проповедник, предуказал еще древний закон Моисея, посредством образа и тени предуказавший нам Эммануила. Но чистейшим образом истина воссияла только теперь“, с воплощенифм Единородного Слова Божия. Необходимость воплощения. Вероломство израильтян . Божественное достоинство воплотившегося, и способы Богопознания вообще. Цель явлфния в мир Создателя: “не для того (явился Создатфль), говорит Кирилл, чтобы, уничтожив настоящую землю, теперь же открыть нам другую и новую, не для того, чтобы сотворить другие небеса, уничтожив существующие теперь, или чтобы произвести нечто новое и неожиданное в солнечном цикле и пересоздать сызнова видимую природу; но для того, чтобы нас, поднявших власти диавола и подвергвувшихся вследствие греха тлению, преобразить в нетление, явить святыми и непорочными“... Неверие и жестоковыйность иудеев, не смотря на ветхозаветные пророческие предсказания о Спасителе. Смерть и Воскресение Спасителя. Плоды. Вознесение на небо и будущее пришфствие. – δ᾿, р. 952–956.
Нравственное увещание к пасомым с перечнем добродетелей, которыми они должны украситься в виду приближения праздника Пасхи. Дата Пасхи. – έ, р. 956 – 957.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке