
#Понятие о них; определение времени появления каждой из них и изложение содержания.
Первое место в порядке размещения проповедей в Curs. compl. Patrol. Migne (t. 77-й) занимают Λόϒοι έορταστιχοί – homiliae paschales т. е. слова, или проповеди праздничные, представляющие собой самую обширную группу проповедей св. Кирилла (pag. 401 – 981). Из латинского перевода заглавия названного класса проповедей видно, что не всякий праздник христианский подразумевался Кириллом под словом. Действительно, в многочисленнейших местах этого рода проповедей слову έορτή при употреблении его с членом (ή), везде придается Кириллом частное, специальное значение. На языке Кирилла ή (έορτή) значит праздник Пасхи Христовой, как праздник Церкви Христовой в собственном, или преимущественном смысле – χατ έξοχήν. По всей вселенной, говорит Кирилл в 1-й проповеди (pag. 401), возсиявает и открывается блестящий свет радостного и божественного нашего Праздника». «Снова возсиявает нам время святого Праздника“, говорит он в другой беседе (4, р. 453). И вообще почти каждую свою беседу пасхальную Кирилл начинает такими же точно словами (h. р. 5, β’ р. 475; h. р. 6, α’ p. 500; h. р. 7, а́, р. 536; h. р. 8, а’, р. 553; и др.); по нескольку раз употребляет это слово с таким же специальным значением и в средине беседы. Этот праздник есть ничто иное, как воспоминание и празднование победы Спасителя над диаволом, грехом и смертью, восстания Его из мертвых и прочее. Заключительные же слова каждой проповеди проповедник неизменно выражает в такой Форме: »έορτάζοντες δέ τή έξής έπιϕωσχόυση Кυριαχή(ήμέρα)”, т. е. – самый же Праздник совершая с рассветом следующего (после Субботы) воскресного дня» а .. Таким образом Лόϒοι έορταςιχοί суть пасхальные проповеди.
Обыкновенно проповеди на праздники произносились и произносятся в самые дни празднований. Но не так было с пасхальными проповедями. Напротив, как видно из дат в конце каждой пасхальной проповеди, они произносились еще прежде наступления святой Четыредесятницы и имели в виду показать, с какого именно числа следует начинать четыредесятницу, а затем и следующие за ней – «седмицу Спасительной Пасхи а (по нашему «Страстную седмицу “), «окончание поста в глубокий вечер Субботы” и, наконец, самый праздник Пасхи. Следовательно, проповеди пасхальные составляли явление особенное, исключичительное в ряду церковных проповедей.
Позднейшие церковные историки и богословы, говоря о рассматриваемых нами проповедях (или только упоминая), ставят их в связь с особенною обязанностью александрийских архиепископов каждогодно посылать к прочим церквям оповещения о дне празднования Пасхи
Из церковной истории Сократа Схоластика видно, что в числе действий Никейского вселенского собора (325 г.) было между прочим и установление единовременного празднования Пасхи по всем церквам, чего до сего времени не было. «Все восточные братья, читаем в послании отцов Никейского собора к александрийской церкви, «прежде праздновавшие Пасху вместе с иудеями, отныне будут еф праздновать вместе с римлянами, с нами и со всеми, которые издрфвле хранят ее по нашему”
В силу такого распоряжения, как адресованного ко всем церквам, каждый митрополит и епископ должны были делать в своих областях соответственные указания. История действительно и показывает, что послания о дне празднования Пасхи были посылаемы не только александрийскими епископами – 'Афанасием, Феофилом и др., но и епископами других церквей, наприм. Амвросием Медиоланским
Между тем на Никейском Соборе сделано было нечто большее относительно времени празднования Пасхи, чем передают сохранившиеся до нашего времени документы о действиях этого собора
Мнение это ученые основывают обыкновенно на письме папы Льва Великого к императору Маркиану. Так как актов 1 Вселенского Собора не сохранилось, то мы должны таким образом искать подтверждения вышеприведенных слов в свидетельствах лишь более или менее близких ко времени этого Собора. И действительно, драгоценнейшие сведения об этом предмете мы находим у самого же св. Кирилла Александрийского в его письмах и у вышеупомянутого папы Льва Великого. Вот что читаем мы по исследуемому вопросу у Кирилла в письме его к папе Льву Великому
,,Я тщательнейшим образом расследовал, что определил Никейский собор, именно о 14 дне месяца всех годов в продолжение 19-легнего цикла, чтобы мы не заблуждались, празднуя вместе с иудеями и с еретиками тессарескедекатитами в 14 день лунного месяца. И постановлено было на всех соборах, кроме только Гангрского и Кесарийского, чтобы никакая церковь, никакое государство и ни одна страна не делала противного тому, что утверждено относительно Пасхи на Никейском соборе. – Поверьте мне, что если бы и не составил Никейский собор лунного цикла первого месяца, то достаточно было бы для образца пасхального счисления – камня Селенитского (слюды) в Персии, внутренний блеск которого с наступлением дней (вместе с днями...) I месяца усиливается и ослабевает . Я известил вас обо всем этом потому, что вы сомневались относительно дня первого месяца в сем году. Посему предостерфгаю вас, чтобы вы не совершали Пасхи, в случае высокосного года, в марте месяце, но согласно с вселенской церковью 23 апреля”)
Из другого письма Кирилла (под ном. 87-м ) мы узнаем и более подробные сведения о действиях Никеийского собора по данному предмету (pag. 385): «Поскольку, говорит Кирилл, вследствие сих и подобного рода разногласиий, возникавших во всей вселенной, нарушалось пасхальное правило, то согласным мнением святых (отцов ) собора, собравшихся со всего мира, было определено, чтобы церковь александрийская, славящаяся совершенством того рода знаний, в какой день Кансид или Ид и в каком месяце должно по правилу совершать Пасху, – чтобы она ежегодно уведомляла об этом римскую церковь, а отсюда, по апостольскому авторитету, приняла бы без всякого разногласия определенный день Пасхи и вся вселенная церковь по всему миру. Так как это неизменно хранимо было в продолжение долгих времен и всякий знал, что не существует никакого письменного документа, в котором бы разрешался этот вопрос, и так как никогда еще не случалось в субботу Пасхи 21 число месяца, по-ихнему 23, от 16 апреля до 24 (апреля), когда возникло бы сомнение – совершать ли Пасху в следующем (т. е. апрель) месяц. – то было великое затруднение во всей церкви, претории и дворце. Тогда благочестивейший император Феодосий, который не только в человеческих законах, но даже и в божественных всегда старался угождать Богу, письменно спрашивал святого Феофила, епископа Александрийского, чтобы он соблаговолил составить рассуждение о наивернейшем времясчислении таинства Пасхи и отправил сие к нему“ и далее. («Cum his iditur atque hususmodi dissensionibus per universum mundum paschalis regula turbaretur, sanctorum totius orbis cynodi concencione decretum est, ut quoniam apud Alexandriam talis esset reperta ceclesia, quae hujus scientiae perfection clareret, quota Kalendarum vel Iduum, et quota luna Pascha rite debeat celebrari, per singulos annos Romanae eccleslae litteris intimaret unde apostolica anctoritate universalis ecclesia per totum orbem diffinitum Paschae diem sine ulla disseptatione cognosceret Quod cum per multa saecula partier custodissent, mullamque inde scripturarum quispiam crederet, ubi illa quaestio solveretur, et nonnunquam occurreret ut in sabbato Paschae luna XXI, quae illis XXIII, a quintodecimo Kalendarum Maiarum usque in octavum, quasi in secundo mense Pascha celebrare metuerent, essetque magna confusion in omni ecclesia, praetorio, vel palatio, Theodosius imperator religiosissimus, qui non solum in humanis, verum etiam in divinis logibus placere Deo simper studuit, sanctum Theophilum Alehandriae urbis episcopum suis litterus conrogavit, ut de sacramento Paschae evidentissima fationr dissereret, sibique dirigere dignaretur…”). То же самое свидетельство находим мы и в письме папы Льва Великого к императору Маркиану, на которое обыкновенно ссылаются историки, рассуждающие об установлении времени празднования Пасхи и о пасхальных посланиях александрийского архиепископа
Мы представим нужное нам место в русском переводе: «Хотя праздник Пасхи, которым главным образом утверждается таинство человеческого спасения, всегда должен быть празднуем в первом месяце, однако по причине изменчивости Фаз лунного течения, определение времени священнейшего дня в большинстве случаев бывает сомнительно и отсюда зачастую происходит то, чего не должно было бы быть, именно – что не вся церковь в одно и тоже время сохраняет то, что не иначе должно быть, как только согласным . Посему позаботились св. отцы устранить возможность подобной ошибки, возложив всецелую заботу об этом на александрийского епископа, поскольку считается, что у египтян издревле ведется летосчислительное искусство, по которому можно определить, (eveniret), в какой день в каждом году должно быть вышеназванное торжество, – чтобы отсюда далее было объявлено кафедре апостольской, и уже по предписаниям её расходилось бы по всем вообще дальнейшим церквам (названное) оповещение”.
Итак, из всех вышеприведенных свидетельств можно вывести следующие заключения: обычай возвещать пасхальными посланиями день празднования будущей Пасхи был общим обычаем в древней церкви; он существовал в некоторых церквах (как напр. александрийской) еще до первого Вселенского собора. Со времени же последнего, когда утверждено было единовременное по всем церквам мира празднованиф Пасхи, рассматриваемая обязанность возложена была на всех митрополитов и архиепископов . Но так как постановление о единовременном праздновании Пасхи требовало точного и правильного определения дня праздника Пасхи в каждом году (ибо предварительных пасхальных таблиц не было до Феофила), то тем же Никейским собором предписано было александрийским архиепископам (по известным уже нам причинам) ежегодно определять день празднования следующей Пасхи и давать об этом знать римскому епископу. Таким образом александрийские архиепископы со времен Никейского собора должны были не только своим подведомственным епископам, – что было и прежде и что делали теперь и другие митрополиты и епископы, – но и римскому первосвященнику объявлять время будущего пасхального праздника. Отсюда между «пасхальными оповещениями*, или письмами, иначе – «праздничными посланиями” преемников апостола Марка мы должны различать оповещения троякого рода: одни, адресованные к римскому епископу, другие – к митрополитам и епископам Египта, третьи – собственно к пастве александрийской епископии. Первый и второй вид оповещений представляли из себя в собственном смысле «письма” и, или “послания” (epistola – έπιςολή), третий был только «об явлением”, имевшим однако Форму и характер церковной проповеди.
О том, что Кирилл Александрийский имел послания 1 рода, видно из слов, приводимых нами выше; о том же, что Кирилл составлял “оповещения“ и остальных 2 родов, можно нф только догадываться, но и находить некоторые указания у современников . Так
Решительно отвергая значение рассматриваемых нами λόϒοι έορταςιχοί, как пасхальных посланий, отправляемых к римскому епископу, мы не можем признать их и пасхальными посланиями 2 рода. Последние, как мы видели, имели основание свое главным образом в распоряжении Никейского собора, – чтоб главные архиепископы – митрополиты возвещали своим подведомственным митрополитам и епископам о дне или времени празднования наступающей Пасхи. Однако пастырь александрийский в каждой своей пасхальной проповеди, имея повод говорить о названном распоряжении, ни разу не ссылается на него. Мотивом же для праздничной проповеди постоянно выставляет или «отеческий обычай”
Во вторых, на основании уже цитированного нами «письма или послании св. Кирилла к Аврелию и Валентину и прочим епископам, присутствовавшим на “Африканском соборе“ (под ном. 85, р. 376 – 377), мы опять. имеем возможность заключить, что λόϒοι έορταςιχοί не были пасхальными посланиями к египетским и африканским епископам . Пасхальное послание святого Афанасия Великого к африканским епископам показывает, что александрийские епископы обязаны были на ряду с епископами своей архиепископии оповещать о времени празднования Пасхи и африканских епископов . Между тем, если считать λόϒους έορταςιχούς ; пасхальными посланиями, то вышло бы, что в один и тот же год к одним и тем же епископам Кирилл писал два послания об одном и том же предмете. Так, означенное письмо Кирилла имеет в виду оповестить о времени празднования Пасхи: “Пερί δέ τού Пάσχα, ώς έϒράψατε, άϒϒέλλομεν ύμίν τή πρό δεχαεπτά Кαλανδών Mαίων ήμών έπιτελέσοντας τή ύπεισερχομένη ίνόιχτιώνι”. Письмо это, как видно из означения Пасхи
К чему же, спрашивается, нужно было бы отправлять особое посланиф о дне следующей Пасхи к Аврелию и Валентину, если б «пасхальные проповеди“ (λόϒοι έορταςιχοί ), относящиеся к тому же году и Пасхе, были рассылаемы к египетским и африканским
То обстоятельство, далее, что Кирилл в рассматриваемых произведениях ни разу не упоминает ни о каком соепископе, конечно, служит подтверждением и того, защищаемого нами, положения, что λόϒοι έορταςιχοί были посланиями к подведомственным александрийской кафедре митрополитам и епископам . Если Кирилл делает подобные обращения (т. е. к соепископам ) в других письмах и посланиях (напр. в том же 85 письме, «к Аврелию и Валентину”, то странно было бы, чтобы он не сделал того же ни в одной из 29 пасхальных проповедей. При том самые обращения архипастыря к своим слушателям и читатфлям так близки и непосредственны, что исключают всякую мысль о посредстве между ним и читателями или слушателями всяких других епископов . Кирилл говорит в этих проповедях к таким лицам, которые имеют своим епископом только его одного, как единственного своего учителя, руководителя и пастыря. Он сам поставляет для себя обязанностью, по принятии епископского сана, учить своих пасомых вере и доброй жизни (h. р. 1, a’,β᾿). «Необходимо, обращает он речь свою к земледельцам -египтянам (h. р. 7, β’, р. 542), «чтобы мы, будучи духовными отцами, не оставляли вас без вразумлений, но как детей руководили к доброполезной и общественной жизни”. Эти и многочисленные подобные им места могут относиться, как нам кажется, только к пастве самого Кирилла. По отношению же к паствам других епископов, хотя бы и подчиненных и, ему, пастырь не мог этого сказать, так как каждый епископ облечен правом и обязанностью учительства и руководствования своих пасомых . Точно также только к пасомым епископии александрийской всего естественнее могли относиться частые упоминания автора о полях и желтеющих нивах, о стадах овец и коров, – что указывает именно на нижнюю часть Ёгипта, как наиболее плодородную и способную для земледелия. Приводимые Киириллом примеры мореходцев, постоянные филиппики против жидов, точное и подробное знание пороков, нужд и потребностей пасомых невольно наводят на мысль, что λόϒοι έορταςιχοί предназвачались для жителей приморских, для сел и деревень, смежных и вообще недалеко отстоящих от Александрии, где действительно было много жидов и обстоятельства жизни каковых житфлей могли быть хорошо известны Кириллу. Не лишним считаем заметить, что «праздничные проповеди“ мы имеем только за годы 414–442; между тем св. Кирилл святительствовал с 112 по 444 год . Но силу постановлений Никейского Собора Кирилл должен был оповещать подведомственных ему епископов ежегодно; между тем Кирилл, ревностный исполнитель церковных и соборных установлений, первую свою «пасхальную проповедь“ говорил только в 414 году, как это несомненно видно из его собственных указаний, заключающихся в ней. Опять, следовательно, приходится заключить, что λόϒοι έορταςιχοί не были посланиями, прфдписанными Никейским Собором, а лишь обычною (с давних времен ) предпраздничной проповедью. Наконец и то соображение, что числа и месяцы празднования Пасхи обозначены только по египетскому календарю, а не другому какому (напр. абиссинскому и др.), и что самые проповеди произносились весьма близко к 40-це почти пред самым началом её, заставляет думать, что λόϒοι έορταςιχοί не выходили за пределы паствы александрийской архиепископии. Как можно думать, Кирилл произносил рассматриваемые проповеди всего лишь за несколько дней до святой четыредесятницы. Выражения Кирилла: «всеславный праздник наш, совершив годичный оборот, стоит уже у дверей наших и, чуть-чуть не переступив порога, входит в наши сердца“ (h. р. 2, a’. р. 428), или: «вот снова восходит грядущее к нам после кругового своего оборота вожделенное время святого праздника нашего; подобно возвращающемуся на родину из чужой страны, вам показывается оно уже в гавани и зачаливает канаты к берегу; оно уже здесь, почти присутствует между нами“ (h. р. 7, а, р, 530) и др. – не реторические фигуры и приемы, а действительная правда. Подтверждением сего служат картины весеннего времени, изображаемые Кириллом . Оп весьма часто рисует пестреющие зеленью и цветами поля, пожелтевшую, готовую к жатве, ниву пшеницы, налившиеся и созревшие кисти винограда. Значит, это был уже последний период весны, время жатвы и созревания винограда, что в Египте бывает около марта месяца. Если же так, то проповеди сказывались пастырем александрийским в близкое к Пасхе время. Но, разумеется, в этом случае λόϒοι έορταςιχοί не могли дойти в свое время до всех епископий обширной александрийской архиепископии, а если принять за достоверный факт то, утверждаемое историками и учеными, мнение, что оповещения о дне Пасхи читались местными епископами в день Рождества Христова, после евангельского чтения, то разсматриваемые нами λόϒοι έορταςιχοί, как произносимые пред самой четыредесятницей, уже никоим образом не могут принадлежать к разряду «праздничных или пасхальных посланий”
Мы считаем λόϒους έορταςιχούς в собственном. смысле слова проповедями, произносимыми св. Кириллом ежегодно пред наступлением св. четыредесятницы в Александрийской церкви с целью оповестить как о дне предстоящей Пасхи и врфмени связанных с ней церковных времен и празднеств, так и преподать в виду сего соответствующие догматические и нравственные уроки. На это мы имеем указания в самых проповедях . Так, сам пастырь александрийский усвояет им значение – χήροϒμα: “Oύχού έπί τό χηρύττειν χάμέ τόν ταπεινόν τού τής ίεροσύνης χαλούντος σχήματος, говорит он (h. р 1. р. 405), или (h. р. 22, ргоlog.):προαναλάμψαι χήροϒμα..., (h. р. 14, р. 709): τού χηροϒματος χρείαν τοίς τής έορτής συνθήμασιν ύπηρετείν άναπείθωμεν“. – Почти в каждой, далее, проповеди употребляет выражение: «выходить на средину с (церковною) проповедию”, «выступаю пред вами”
Но, будучи проповедями в собственном смысле, λόϒοι έορταςιχοί имели в то же время целью и возвещение александрийской пастве о времени празднования Пасхи. В прологе 22 пасхальной проповеди мы читаем: ού ϕιλοτιμίας ήμίν τής έν λόϒοις έπίδειξις ϒέϒονε το λοϒίδιον, ἣϒουν ή έπιςολή. Выражение έπιςολή встречается всего лишь один раз во всех пасхальных проповедях, и указывафт, как нам кажется, именно на ту цель, какую имели между прочим «пасхальные проповеди” . 'Еπιςολή имеет здесь значение «известия“, «оповещения“, «распоряжения», каковое значение ему нередко усвояется. В этом смысле оно весьма уместно в данном случае, так как λόϒοι έορταςιχοί имели известительный или календарный характер для слушателей и пасомых . При этом следует несколько вникнуть в обстоятельства жизни того времени. Конечно, летосчислительное искусство широко было развито и процветало в Александрии; но смеем думать, что таких календарей, какими мы теперь пользуемся, не было даже и у александрийцев . За неимением же их, а равно и пасхальных таблиц (из письма Кирилла мы узнаем, что в первый раз таблицы были составлены Феофилом, но для императ. Феодосия), для простых верующих было весьма трудно самим знать и определять время так называемых подвижных праздников . В этом -то случае александрийский пастырь, как и всякий другой епископ в своей епархии, служил для александрийцев, так сказать, живым календарем при определении времени и срока подвижных церковных праздников с Пасхой во главе. Проповеди пасхальные, действительно, и подтверждают это. Проповедник обыкновенно говорит в них, что вот приближается ужф праздник Пасхи с предваряющим его временем поста святой четыредесятницы, затем показывает необходимость поста, добродетели, веры и вообще подвигов христианских, указывая в заключении самые числа грядущих праздников . Обычай возвещать своим пасомым время предстоящей Пасхи стад особенно необходимым со времени Никейского Собора, когда всем церквам и всем верующим повелено было праздновать Пасху в одно время. Каждый верующий должен был, таким образом, сообразоваться с этим постановлением, и, чтобы не ошибиться, нуждался в руководстве епископа. На такое возвещение епископа александрийского собирались в большом количестве не только жители Александрии, но и жители сел и деревень, принадлежащих к его епархии. Выражения, указывающие на это (напр. h. р. 7, р. 536: είς θίασον ἔνα τουάπό παντάχοθεν συναϒείρειν), встречаются у Кирилла не один раз . – При таком понимании дела название έπιςολή в приложении к пасхальным проповедям становится весьма понятным и законным . Но если принимать его в буквальном значении, т. е. в смысле «письма“, или «послания», то выходило бы что то весьма нескладное. Кирилл говорит в данном прологе, что выступил со словом церковным не для того, чтобы блистать стройностью построения речи, ораторским искусством, блеском красноречия и дикции (έυέπειαν…έυςομίας) не для получений рукоплесканий от слушателей (χρότοιϛ άχροωμένων); но обо всем этом можно говорить не относительно «письма”, а относительно произносимой речи. – Таким образом έπιςολή – означает «известие»; это подтверждает и частица ήϒουν, дополняющая понятие λοϒίδιον, которое не выражало в данном случае цели или смысла произносимой проповеди. Однако не все же пасомые, соепископы и священники александрийской епископии могли присутствовать при объявлении св. Кириллом времени празднования Пасхи и при нравственно догматическом назидании, преподаваемом им соответственно с возвещаемыми событиями; посему «пасхальные проповеди», после произнесения их в церкви самим Кириллом:, отсылаемы были для руководства к служащим в епархии александрийского архиепископа – соепископам и священникам, чтобы и им дать тоже в этих проповедях, что дано слушавшим их горожанам . В этом случае требовалась от Кирилла приписка к проповедям приветствия, что б мы действительно и находим в 25 пасхальной проповеди. Такое приветствие стоит там после слова – ’Аμήν: Аσπασάσθα άλλήους έν ϕιλήματιάϒίψ. ‘Аόπάζονται ύμᾱς οί σύν έμοί άδελϕοί – Подобное же приветствие встречаем еще в арнобиевском переводе 17 пасхальной проповеди, хотя в греческом подлиннике и тексте его и нет . Пасхальные проповеди св. Кирилл произносил ежегодно пред вступлением в св. четыредесятницу в продолжение 29 лет, как показывает число дошедших до нас этого рода проповедей. Следовательно, число проповедей несколько не совпадает с количеством лет святительского служения Кирилла, которых было 32. Итак, с какого же года начались пасхальные проповеди св. Кирилла, в каком порядке продолжались, и в каком году и какою проповедью кончились? Иначе, какая из проповедей святителя была первая, и каков последовательный порядок их до последней, 29-й, проповеди? Прежде, чем ответить на этот вопрос, мы должны показать, какими средствами мы владеем для определения хронологической последовательности проповедей, и как мы можем пользоваться этими средствами. Прямого указания года той или другой пасхальной проповеди у Кирилла мы не встречаем . Говоря о времени празднования Пасхи, он определяет только месяцы и числа, в которые должна совершаться Пасха с её предтечами и спутниками в современном проповеди году. Следовательно, только эти месячные и числовые определения праздника Пасхи и зависящих от него церковных времен и могут служить единственным средством к отысканию самого года проповеди. Но знать, в каких числах в каждом году святительского служения Кирилла была Пасха, мы должны уже из других источников . Но и этот метод совпадения (к несчастию – другого мы не могли придумать) чисел Пасхи в той или другой пасхальной проповеди Кирилла с числами Пасхи в том или другом году епископства Кирилла, – И этот метод ее может быть сразу применен нами, потому что, с одной стороны, числа и месяцы празднования Пасхи у Кирилла показаны по египетскому календарю, а с другой, Пасха в продолжение 32-летняго святительства Кирилла нередко случалась в одни и те же числа в нескольких годах и между проповедями пасхальными есть значительное число с тожественными датами о Пасхе. Таким образом, прежде чем приступить к хронологическому распределению проповедей, мы должны изложить нфобходимыя сведения о египетском календаре.
Ученые исследования о данном вопросе находятся в сочинениях – Беды достопочтенного («de ratione temporum), Бухерия (“de doctrina temporum”), Петавиа («de doctrina temporum”) и в специальном сочинении Аверания Флорентийского – » de mensibus Aegyptorum”, в котором между прочим сказано, что определенного взгляда на египетский календарь не установлено между исследователями, в чем мы и сами имели случай убедиться.
Мы не могли пользоваться ни одним из названных нами сочинений. Единственным руководством для нас в этом случае было сочинение Le Quien: Oriens Christianus, в котором хотя нет специального исследования занимающего нас вопроса, но есть однако значительное число дат из египетского календаря, переложенных на римское счисление – на основании исследований Бухерия и Петавия. Счет годов у александрийцев был двоякий: гражданский (civilis) или диоклетиановский, и христианский или народный (vulgaris). Первый начинался с 284 года, в царствование Диоклетиана
«В 6 столетии Марк Аврелий Кассиодор
В пасхальном отношении различение годов мартовского и сентябрьского весьма важно. Так, в мартовском году Пасхи своего года, так сказать, или вовсе не было, или случалось весьма редко, когда, именно, четыредесятница с подготовительными неделями начиналась с марта месяца. Как тесно связанная с предшествующей ей четыредесятницей, Пасха в большинстве случаев относилась не к текущему мартовскому, а к пред идущему году, хотя самый праздник и приходился в текущем году. Дело в том, что мартовский год рассекал Пасху с её подготовительными и последующими неделями на два года – старый и новый. Например, Пасха 412 года, в который вступил на кафедру Кирилл, приходившаяся 26 марта, подготовительными к посту неделями и частью четырфдеслтницы падала на предыдущий 411 мартовский год, самим же праздником на текущий 412 мартовский год . Но в таком случае Пасху 26 марта всего естественнее отнести к 411, а не к 412 году. Пасхой жф 412 года всего лучше считать Пасху 413 года (14 апреля). – Напротив, в сентябрьском годе Пасха всегда приходилась в том же самом году. Отсюда само собою вытекает, что в деле празднования Пасхи сентябрьский год уже опережал мартовский, между тем как в общем он против мартовского опаздывал на 6 месяцев . Это потому, конечно, что в 1 мартовском годе не могло быть Пасхи, между тем как в 1 сентябрьском это было возможно. Посему, сентябрьский год, младший на 6 месяцев мартовского, в пасхальном отношении делался старшим мартовского на 6 месяцев . Так в то время как Пасха 26 марта вернее всего должна быть отнесена не к 412 мартовскому году, в котором был только конец её, а к 411; и потому Пасхою 412 мартовского года была Пасха собственно 413 года, т. е. 14 апреля. Сентябрьский же, между тем, 412 год, начавшись 6 месяцами спустя после мартовского, имел Пасху 26 марта, т. е. Пасху собственно 411 мартовского года; Пасха же 14 апреля приходилась в следующфм 413 сентябрьском году, а не в 412,как было в мартовском году
Гораздо труднее перевести на наши месяцы и числа – числа и месяцы египетского календаря. В этом отношении даже между учеными не установлено общего мнения. Однако, пользуясь многочисленными календарными заметками, рассеянными в сочинении Le Quien о тех или других событиях, мы можем сказать следующее о египетском календаре. Египетские месяцы не совсем точно совпадают с известными нашими в числах и продолжительности. Обыкновенно они начинались около последних чисел наших предыдущих месяцев и посему скорее (дней па 5) соответствующих им наших оканчивались. Самая большая и самая меньшая разности между нашими и египфгскими месяцами встречается в декабре и сентябре. Впрочем, мы представим отношение египетских и наших месяцев в следующей таблице:
Однако у Le Quien же встречаются и противоречивые этим показания: наприм,, месяц Athur означает у него то Ноябрь, то Апрель месяц Bayni означает и Июнь b Июль и проч., а в числах разногласий еще больше.
Так как, далее, мы имеем дело с пасхальным церковным времфпем, падающим главным образом на месяцы – Мехир, Фаменоф, Фармуфи, то мы представим календарь этих месяцев в полном виде:
Сообразно с этой таблицей мы можем так перенести даты в проповедах Кирилла на наше счисление
Из хронологических. таблиц для определения времени празднования Пасхи в 412 – 444 годах мы имели под руками таблицы Хавского и Горбачевскаго
Но и при таком соотношении высокосов мартовского и сентябрьского года все таки чем же мы можем удостовериться, что высокосными годами были именно 412, 416 и так далее? Драгоценнейшее указание на это мы находим в письме Кирилла к папе Льву Великому (под номер. 86, pag. 377). В данном месте св. Кирилл говорит: Simul Pascha selebremus Kal. IX Maii propter rationem embolisti anni... Так как IX Каl. Маii23 апреля, то, следовательно, Пасха в этом высокосном году приходилась 23 апреля. Но 23 апреля Пасха была только в 444 году за все время святительства Кирилла. Если же так, то 414 год был именно, по свидетельству самого Кирилла, высокосным, так как он сам выражается: propter rationem embolisti anni, т. е. высокосного или вставочного года (простой год обозначался: communis annus). Но зная точно один высокосный год, мы уже легко можем определить и прочие годы простые и высокосные за все время святительства Кирилла. Именно мы и видим это самое распределфние простых и высокосных годов в таблицах Горбачевскаго. Отсюда время Пасхи за годы епископства Кирилла можно представить в следующем виде, где знак † означает высокосный год:
Между пасхальными проповедями есть одна, которая содержанием своим и выражениями ясно показывает, что была первою пасхальною проповедью св. Кирилла. Это проповедь под номером 1. «Ибо когда, говорит в ней проповедник (р. 405), по праведному Суду Божию отошел из здешней жизни и вселился в небесные обители достойный вечной и всехвальной памяти отец наш Феофил, бивший епископ (а по какой причине, это ведомо одному Судье всех, я же не берусь объяснить ), то вот мне, меньшему из всех, выпало приемство епископства, посему, внимая Павлу, пишущему: » горе мне есть, аще не благовествую”, « я со страхом выступаю на проповедь», кроме данной проповеди в ряду пасхальных, самое начало её таково, что только одно оно из всех проповедей и может приличествовать первой пасхальной проповеди Кирилла. Тогда как все без исключения остальные пасхальные проповеди начинаются словом πάλιν, или содержат его в начале, названная проповедь одна не имеет этого слова. Именно она начинается: “По всей вселенной возсиявает и открывается лучезарный свет радостного и божественного нашего праздника“... Пасха в этой проповеди означена 22 марта; но 22 марта Пасха приходилась, – за все годы епископства Кирилла, – только в 414 году. Следовательно, 414 год был 1-м годом пасхального проповедания св. Кирилла. Действительно, проповеди за 412 год, в котором Пасха приходилась 14 апреля, вовсе нет между проповедями Кирилла; но с датой Пасхи 6 апреля, в каковое число была Пасха в 413 году, есть одна проповедь под номером 12-м . Какой же проповеди отдать первенство: номеру 1 или 12? За первенство номера 1, как мы видели ручается его содержание и начало; номер же 12, по выражениям в начале проповеди (χαί έπείρερ ήμίν ή διαϕανής χαί έυσημοτάτη πάλιν άνέλαμψεν έορτή) и по содержанию своему указывает на позднейшее свое появление в ряду проповедей данного рода. Действитфльно, по пасхальным таблицам мы видим, что Пасха (3 апреля приходилась, кроме 413 года, еще к 424 году. К этому, следовательно, году мы и должны отнести проповедь под номером 12. Под 2 номером стоит проповедь, помечающая Пасху 11 апреля; но тем же 11 числом апреля означают Пасху и еще 2 проповедипод номером 14 и под номером 25. Тоже находим и в пасхальной таблице: 11 апреля Пасха приходилась в 3 года – 415, 420 и 437. Какому же году принадлежит каждая из 3 проповедей? Основываясь на близости и сходстве вступления проповеди
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке