Свв. мучч. Полиевкта и Неарха
Св. муч. Полиевкт Неарх
Среди печалей земной жизни одно из благотворнейших утешений, данных Богом человеку, это – дружба. Бескорыстие и самопожертвование, нераздельно связанные с этим чувством, очищают и возвышают душу, способную питать это чувство. Дружба в её настоящем виде или смысле ведёт прямым путём к единственной цели существования человека на земле: нравственному усовершенствованию. Воздействие дружбы так сильно, что оно может совершенно изменять человека; и благо тому, кто встретит в жизни истинного друга; он обеспечен от беспомощного и безотрадного состояния, в которое могут ввергнуть его душу испытания и скорби житейские. Друг поддержит, друг не даст изнемочь, и больше того: тот из друзей, который выше другого по своему душевному состоянию, поставит любимого им в уровень с собою, и часто из области тьмы выведет его на стезю света и спасения. В жизни святых встречается много примеров благодатной дружбы, имевшей великое значение, как напр., дружба между св. Василием Великим и св. Григорием Богословом.
Для чествуемых же сегодня свв. мучеников – Полиевкта, бывшего язычником, и Неарха, бывшего христианином, дружба, убоявшаяся вечной разлуки, испуганная тем разъединением судьбы, которому подвергало их бывшее тогда сильное гонение на христиан, оказалась путём к нераздельному слиянию их в одном общем веровании в Иисуса Христа. Путём дружбы с христианином язычник постиг в этом случае истину вечной жизни в Царствии Вечного Бога, Единого общего Отца.
Свв. Полиевкт и Неарх в мире были воинами и искренними друзьями; без сомнения, Неарх христианин часто изливал пред другом своим язычником заветные верования своей души, просвещённой христианской верой, и, без сомнения, не чужды они были чистому и возвышенному по природе сердцу Полиевкта.
«Наша душа – сама по себе христианка», – говорит Тертуллиан. Вероятно и душа Полиевкта вмещала в себе все свойства для восприятия Божественной истины, и под влиянием своего друга ждала только случая для осуществления всего подготовленного в его душе этим влиянием. Случай этот представился. В 259 г. началось сильное гонение на христиан от императора римского Валериана.
Сильная скорбь овладела душой Неарха, когда объявлено было царское повеление о преследовании христиан. Не за свою участь встревожился он, его терзала та мысль, что друг его Полиевкт отречётся от него и оставить его, когда предадут его на мучения и смерть за веру, чуждую душе язычника. Мысль о вечной разлуке с другом была для него началом мученических испытаний...
От любящего, чуткого сердца Полиевкта не укрылась печаль его друга. Узнав о причине её, он сам был поражён мыслью о предстоящей им разлуке.
– Но зачем же разлучаться? – восставала вся душа его против ожидаемого события и впервые сознала в себе ту силу, которая побеждает всё в мире, перед которой нет несокрушимых препятствий. Впервые сделалось ему ясно, до какой степени он давно уже разделяет единственные истинные убеждения своего друга, до какой степени он, безусловно, причастен его христианскому влиянию.
– Неарх! – отозвался он к величайшему радостному изумлению своего друга, – чего опасаешься ты? разве я не знаю Христа твоего! Не горело ли сердце во мне, когда ты рассказывал мне о Нём, когда ты читал мне Евангелие! Только именем христианина ещё не назывался я до сих пор, но я гнушаюсь идолов и всегда чувствовал веру во Христа, Сына единого истинного Бога...
– Слава милосердию Божьему! – молился Неарх, слыша эти слова; – но любишь ли ты Бога так сильно, чтобы оставить ради Него и жену твою, и детей, и богатство? – тревожно спрашивал он Полиевкта.
– Не нужно мне ничего, кроме истинного Бога, – отвечал язычник, – с этого часа я отрекаюсь от мира и буду служить Ему Одному...
И с этими словами и в порыве неизъяснимого и неудержимого чувства, он бросился на городскую площадь, где, прочитав царский указ, разорвал и бросил его при народе, и потом, увидев, что несут идолов в капище, Полиевкт бросился к ним и разрушил их...
Немедленно был он схвачен и предан истязаниям. Напрасно жена его и тесть умоляли его не губить себя, не делать их несчастными. Он отвечал им только мольбой, чтобы они познали истинного Бога, чтобы они убедились, что ничтожны те боги, которых он сейчас так легко мог сокрушить в прах.
Многие из стоявших вокруг уверовали и последовали словам мученика.
Видя его твёрдость в исповедании веры среди истязаний, мучители осудили его на смерть.
С торжеством и любовью обращал Полиевкт свои последние взоры на толпу, обступившую его, и, увидав Неарха, к нему обратил последние слова свои: – мужайся, друг! помни завет любви, который утверждён между нами!.. – и вслед за тем преклонил голову под меч и предал Богу дух свой.
Он был первым мучеником в Мелитине Армянской, близ правого берега р. Евфрата. Вслед за ним принял мученическую смерть и Неарх. Память о св. Полиевкте чтилась издревле. В храме, основанном в память его, молились родители преподобного Евфимия Великого и сам Евфимий.
На Западе, как и на Востоке, мученик этот почитался карателем нарушителей клятв и договоров. Внучка императора Валентиниана III, Иулиания, построила великолепный храм в честь его, в Константинополе, при императоре Юстиниане.
Св. мощи его почивали в храме Апостолов, в Константинополе, в XIV и XV столетиях, по свидетельству Русских и паломников Стефана и Зосимы.