Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память св. Доминики и Мавры

 Память св. Доминики и Мавры

Св. Домника и Мавра

Добрые девы знаменитого рода прибыли ещё язычницами в Константинополь из Карфагена, при п. Нектарии († 397 г.); с ними пришли ещё три девушки-язычницы, служанки их. Пламенное желание их было принять христианство, с тем, чтобы жить по правилам чистой небесной веры. Патр. Нектарий имел о них особенное извещение небесное. Потому не только совершил над ними крещение, но Домнику и Мавру посвятил в диакониссы, а император Феодосий подарил им земли за чертой города. Домника основала монастырь в честь препод. Захарии, а Мавра построила обитель с храмом в честь мученицы Мавры. К той и другой собралось много девственниц и преимущественно их единоплеменниц, из африканского Карфагена, бывшего тогда во власти римской империи. Император Феодосий обращал власть свою на ослабление язычества в дальних углах империи, и обители Домники и Мавры были училищами для юных христианок.

Блаженная Домника с пламенной ревностью предалась подвигам христианским; не щадя грешного тела своего, изнуряла себя постами и трудом, мужественно боролась с природой испорченной, чтобы творить волю Божью полной душой.

Сердечное желание являющи слезами, умилением славная землю омочила ecu и власы отерла ecu Христово подножие. Уклонилася ecu милования плотского. Украшена была еси добродетельми.

Твёрдыми и долгими подвигами взошла она на дивную степень духовного совершенства. По милосердию Божьему исцеляла она больных. Явила силу над стихиями, прорекала будущее, чем обращала к заботам о вечности и беззаботных жителей весёлой столицы. «Обогащённая даром пророчества, предсказывала об императорах, патриархах и о многом другом». Плаватели в море обуреваемые, поёт Церковь, спасла ecu, елей со благословением пустивши в море, и преложивши в тишину обуревание. «Явилась ты потоком исцелений, погашающим огонь страстей и подающим исцеление спасительное, Богоименная невеста Божия». Святая жизнь Домники была очень продолжительна: она дожила до времени императора Льва II († 474 г.). Ей известен был наперёд и день смерти её. «По вседетельному мановению Божьему предвидев разрешение тела своего, чистой душой возносила она благодарную песнь Виновнику всего и предала чистый дух свой Богу».

Блаженная Мавра предварила кончину её переселением в счастливую для неё вечность. Обитель её прославилась впоследствии тем, что поднимала против себя самую позорную лютость Копронима. Свирепый против иночества, он обращал обитель св. Мавры в место самых гнусных оргий, храм мученицы сравнял с землёй, инокинь, не успевших скрыться, отдавал насилиям мерзавцев слуг своих и место чистых молитв было у него бойней людей. Само по себе понятно, что обитель после того была восстановлена, как памятник мученичества чистых душ.

Примечания
1* О св. Домнике стихира 8 января: «Тому (Христу) последовала еси отвергшися тленныя славы». Другая стихира: «от западов возсияла еси к востоку». Песнь 3-я: «Ангел световиден возвести иерарху пришедшую к царскому граду». О язычестве и прибытии из Карфагена Синаксарь. Менолог на 10 января о Домнике: «принята П. Нектарием Конст. по откровению». Полное житие св. Домники и Мавры ныне неизвестно, но Иосиф песнописец имел его в руках. Канон преподобной на 8 янв. по акростиху 9 песни – творение Иосифа. Обзор песнопевцев, стр. 367. Черн., 1864 г.
2* Менолог Василия на 10 янв.: «Он (П. Нектарий) не только ввёл её в монастырь св. пророка Захарии, но и рукоположил её в диакониссу».
3* Кодин, о зданиях Константинополя: «два монастыря, один св. Домники, прозываемый Александров, другой – св. Мавры. Они построены при императоре Феодосии Великом. Тогда пришли из Рима (из западной половины империи) те святые жёны и, получив от императора необитаемые тогда приморские места, построили на них монастыри». Codinus, ed. Beckeri. Bon. 1843 p. 322. Песнь 6-я о св. Домнике: «священное пророчество воздвигла еси Божественного Захария пророка Богомудрого». В монастыре пр. Захарии почивали мощи св. Петра знаменоносца, праздновавшегося янв. 3. Пролог Румянцева, стр. 448. Du-Cangii Const. Chr. р. 105, 185.
4* Синаксарь: «избрав уединённую жизнь, предалась мужественным трудам и, дойдя до верха подвижничества, удостоилась дара чудес и многим предсказывала будущее».
5* Славянская стихира, которой нет в Греч. Минее. То же в другой стихире.
6* Песн. 7 и 8: канона на 8 янв.
7* Слова Менолога Васильева. Песнь 5: «сияние Духа показует дальняя яко близ (сущая) и будущих предглаголет сбытие».
8* Песнь 3 канона.
9* Песнь 4. Славянский перевод весьма неверен. Песнь 6: «струя явилася еси исцелений обильна».
10* Менолог Василия: «дожила даже до времён императоров Льва и Зенона». То же Синаксарь.
11* Песнь 8. В 7 песни: «будучи храмом Св. Духа, ты в святом храме слышала голос, научающий тебя тайнам и честному отшествию из тела».
12* Кодин de Copronimo. Du-Cangii Const. Chr. p. 186. 155.