Собор св. Предтечи и Крестителя Иоанна
Св. Креститель Иоанн Предтеча
В следующий день после праздника Крещения Господа Церковь прославляет св. славного Его Предтечу и Крестителя. Ибо достойно почтить празднеством того, который послужил таинству Божественного Крещения и Богоявления, возложив десницу свою на главу Владычню и погрузил Господа в водах Иордана, а по крещении Спасителя всенародно исповедал Его Сыном Божьим и на другой день после сего паки узрев Его и указуя на Него, возвестил ученикам своим: се Агнец Божий (Ин. 1:34–36). Итак в наутрие праздника Крещения Господня Церковь собирается для празднования Крестителю, называя это празднование собором Предтечи, т. е. собранием верующих в храме на славословие Божие, в честь и похвалу великого Иоанна Предтечи и Крестителя.
Православная Церковь совершает Собор в честь Предтечи с древних времён. В IV веке на день этого Собора можно находить указание в поучении Иоанна Златоустого, произнесённом в похвалу Крестителя. В этом поучении святитель говорит: «прославим Крестителя. Но увенчаем ли его по усердию? Ибо не восстал в рождённых жёнами более Иоанна Крестителя, по слову Самого Господа».
В день Собора Церковь прославляет Иоанна, как пророков честнейшего, «яко и в струях сподобился крестити Проповеданного. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил и сущим во аде Бога явльшегося плотию, вземлющего грех мира и подающего нам велию милость». Церковь призывает Предтечу, да молит он Владыку Христа, чтобы нам по смерти своей быть в Церкви торжествующих, во храме нерукотворном, вечном, на небеси, и там слышать глас Святых и им сопраздновать Богоявление вечное, в небесной славе и блаженстве.
В Апостоле на литургии в день Собора в честь Предтечи Церковь упоминает о крещении Иоанновом: Иоанн крести крещением покаяния, людем глоголя, да во Грядущего по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса (Деян. 16:1–8); в Евангелии – об исповедании Иисуса Христа от Иоанна Агнцем Божьим, Который вземлет на Себя грехи мира, Который первее Иоанна был, и о свидетельстве Иоанна, что он видел Духа сходяща, яко голубя с небесе, и пребысть на Нем. Той есть Крестяй Духом Святым: Сей есть Сын Божий (Ин. 1:29–34).