Препод. Ефрема Сирина
Св. преп. Ефрем Сирин
Жизнь Ефрема Сирина служит также подтверждением того, что от корня доброго и плоды произрастают добрые.
«От предков моих (землевладельцев) получил я наставление о Христе, – говорит о себе преп. Ефрем, – родившие меня по плоти внушили мне страх Господень. Видел я соседей, живущих в благочестии, слышал о многих, пострадавших, за Христа. Отцы при мне исповедовали Его перед судьями; я – родственник мученикам».
Благотворные впечатления детства отразились такими же и последствиями. Несмотря на то, что в молодости, по причине слишком пылкого своего характера, Ефрем вдавался в предосудительные и опасные крайности, был чрезмерно раздражителен и увлекался воображением даже до хульных помыслов, тем не менее, доброе семя, посеянное в его сердце родителями, не могло погибнуть и взошло в своё время роскошными плодами. Господь Сам излил благодать Свою на уготованную почву и направил горячность раба Своего в спасительную сторону.
Орудием к его вразумлению Господь послал ему испытание – в виде незаслуженного наказания, которому был предан Ефрем по ложному обвинению (за пропажу из одного стада нескольких овец). Вместе с ним, и также невинно, были заключены в темницу ещё два человека, и все они сильно роптали на несправедливость в отношении к ним местного судьи.
Между тем, однажды ночью во сне Ефрем услышал следующие слова: – «будь благочестив, и уразумеешь Промысл Божий. Перебери в мыслях, о чём ты думал, и что ты делал, и по себе дознаешь, что эти люди страдают не несправедливо, но не избегнут наказания и виновные».
Когда Ефрем передал свой сон другим заключённым, то все они, поразмыслив, вспомнили, что есть за ними некоторые вины, оставшиеся неизвестными людям и ненаказанными.
Сообщив друг другу свои мысли, «при сих рассказах, – говорит Ефрем, – начал я приходить в сокрушение, потому что в этом было явное воздаяние»...
Это обстоятельство было для Ефрема спасительным исходом из его прежней необдуманной жизни, полной неразумными увлечениями. С этих пор стал он внимательно вникать в себя, и следствием этого было такое глубокое смирение и сокрушение о грехах своих, которые преобразили и как бы окрылили его на совершенно новую жизнь по выходу его из темницы.
Он оставил мир и удалился тогда в горы к отшельникам, и сделался учеником св. Иакова, будущего святителя Низибийского. Под его руководством стал он упражняться в различных подвигах благочестия и изучать св. Писание. Преп. Ефрем достиг такого глубокого знания этого предмета, что прославился впоследствии, как вселенский учитель, своими многочисленными и разнообразными писаниями. Поучениями же своими, который читались публично в церквах после св. Писания, он даже заслужил наименование Сирского пророка.
При кратком объёме этих «Житий Святых» едва только несколько строк можно поместить при очерке жизни св. Ефрема из произведений этого великого христианского писателя. И прежде всего вспомнить молитву его, которая читается во время Великого поста, с поклонами: «Господи и Владыко живота моего! дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю! даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь».
Вечную память о себе из рода в род и из уст в уста оставил молитвенник Божий, и место хранения её – сама Церковь!
Чувством смиренного сокрушения о грехах проникнуты все размышления преп. Ефрема, но нераздельно с ним присутствует непоколебимое упование на милосердие Божие.
Плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом, – день и ночь лились у него слёзы, – говорит о нём св. Григорий Нисский, – но лицо Ефрема цвело и сияло радостью, тогда как ручьи слёз лились из глаз его. Ефрем и там, где говорит о сокрушении, возносится мыслью к благости Божией, изливает благодарение и хвалу Всевышнему... Во всех словах и делах его исторгалось из души его псаломское слово: «на Него упова сердце мое.
Сам Ефрем говорит о себе: «когда ложусь я для отдыха, любовь Твоя к людям, Господи, приходит мне на мысль, и я встаю среди ночи, чтобы благодарить Тебя. Но воспоминание о грехах устрашает меня, и я начинаю изливаться в слезах, готов даже упасть духом, если бы не поспешили укрепить меня полумёртвого – разбойник, мытарь, грешница, хананеянка, кровоточивая, Самарянка»...
«В один день, – пишет пр. Ефрем, – встав очень рано, вышел я с двумя братиями из благословенного города Едессы; возвёл очи свои на небо, которое, подобно чистому зеркалу, со славою осиявало звёздами землю, и в удивлении сказал: – если звезды сияют с такой славой, то не более ли воссияют неизреченным светом Спасителя праведные и святые, творившие волю Святого Бога, в тот час, когда придёт Господь?»
«Но лишь я вспомнил о том страшном пришествии Господнем, как содрогнулись кости мои; душа и тело затрепетали; я заплакал с болезнью сердечной и сказал, воздыхая: каким я, грешник, окажусь в тот страшный час? Как предстану престолу страшного Судии? Как мне, рассеянному, иметь место с совершенными? Как мне, бесплодному, явиться в число тех, которые принесли плоды правды? Что мне делать, когда святые в чертоге небесном будут узнавать друг друга? Кто признает меня? Мученики покажут свои раны; подвижники – свои добродетели; а я что покажу, кроме лени и нерадения?»
Преп. Ефрем был рукоположен в пресвитеры, но считая себя недостойным этого высокого сана, он никогда не решался совершать литургию.
Но поучениями своими охранял Едесскую церковь от распространившихся тогда различных ложных учений: «Христов воин, облечённый всеоружием Христовым, – говорит о нём один древний биограф его, – открыл войну с врагами Христовыми, особенно же с нечестием Вардесана и его последователей». Он защищал против них догмат о воскресении мёртвых.
«Песни об умерших» в поэтическом отношении – лучшие из произведений препод. Ефрема. Из них видно, что поминовение усопших издревле входило в состав церковной службы. «Поминайте меня, братия и друзия мои, ради Бога, разлучившего меня с вами», – говорится в одной из его песен, – «когда сонм ваш стоит на служении, да вознесётся молитва ваша и отрясёт прах с очей моих».
В этих же песнях Ефрем представляет, что молитвы и дела милосердия, совершаемые живыми за умерших, полезны усопшим.
Среди благодетельных трудов своих, которыми сам смиренный Ефрем всегда был не удовлетворён, пожелал он посетить пустынножителей Египетских и знаменитых учителей веры, чтобы поучиться от них. О пребывании его у отшельников на горе Нитрийской так говорит Иоанн Колов: «был у нас здесь человек Божий Сириянин, старец великий между отцами, просвещённый умом и сердцем». Отсюда проехал препод. Ефрем в Кесарию, где виделся со св. Василием Великим. По возвращении в Едессу, пожелал он остальную жизнь провести в уединении и поселился за городом; но снова отправился в Едессу, чтобы оказать помощь жителям словом своим во время бывшего там голода, и действительно успел склонить богатых делиться с бедными своими запасами хлеба, которые, прежде того, они и продавать не хотели. По возвращении из Едессы Ефрем вскоре заболел и, написав «завещание», мирно скончался, около 373 г.
«Прославлять надобно того, кто – в устах всех христиан, Ефрема Сирина, того Ефрема, которого жизнь и наставления сияют в целом мире» – пишет о нём св. Григорий Нисский.
Так оправдалось в жизни препод. Ефрема сновидение его родителей о нём, когда ещё он был дитём... Виделось им, что виноградная лоза разрастается из уст Ефрема и покрывается гроздьями; птицы небесные питаются ими, а плоды всё умножаются... И действительно, не одни только современные жители Сирии и Месопотамии питались словом препод. Ефрема, но и для отдалённого потомства всех христианских стран плоды слова его составляют неистощимую целебную пищу душевную.
Между учениками препод. Ефрема многие также прославились сочинениями и святостью жизни и содействовали распространению христианского просвещения в Сирии.