Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память преподобного Антония Дымского

 Память преподобного Антония Дымского

Св. преп. Антоний Дымский

По житию преп. Варлаама Хутынского, близкий к кончине своей преп. Варлаам сказал ученикам своим: «блюстителем вашим по душе и телу назначаю вам игумена Антония, который возвратился из Царяграда и св. мест и в этот самый час уже не далёк от нас». Вслед за тем сказал, что Антоний уже в монастыре, и святой с радостью вручил вошедшему Антонию своё стадо. Это было в 1192 году.

Не известно, как долго оставался настоятелем Хутынской обители посетитель св. мест; но в 1230 году уже и другой игумен Хутынский Арсений переведён был на игуменство в Юрьев монастырь.

Преподобный Антоний, отказавшись от управления Хутынской обителью, на берегу озера Дымского, что в 15 вёрстах от города Тихвина, основал свой монастырь.

С давнего времени преп. Антоний на иконах держит хартию со словами: «се удалихся, бегая, водворихся в пустыни». Ещё и ныне обитель его окружена лесами. Площадь, на которой стоит она, поднята как холм над окрестностью; при подошве её тихое, тёмное озеро, а кругом, в необозримую даль, идут леса, ныне по местам исчезающее. Над ракой преподобного лежит железная шляпа его. В ней 15 фунтов веса; широкие поля её прибиты к тулье толстыми гвоздями; шляпки гвоздей, рубцы окраин, должны были врезываться в покровы головные, останавливаясь только на твёрдых черепных костях, а тяжесть шляпы усиливала боль язв. Так приобретал покой и радости вечной жизни подвижник Божий преп. Антоний, кроме Дымской пустынной обители, основал ещё Вырдомскую пустынь.

Достигнув 67 лет в трудах и подвигах, блаженный Антоний мирно почил 24 июня 1224 г.. Мощи преподобного обретены нетленными в 1330 году, и с того времени прославленные чудесами стояли открыто в храме обители. В 1409 г., по слуху о приближении полчищ свирепого Едигея, св. мощи сокрыты были в земле; сосуды, колокола, шляпа препод. опущены были в Дымское озеро; татары сожгли обитель. Мощи преподобного, со времени Едигея, остаются под спудом.

В 1585 г. в октябре и ноябре, когда в Антониевой обители укрывались и Валаамские иноки, выгнанные лютеранами Шведами из Валаама, преподобный два раза спас свою обитель от пожара, благовременно пробуждая настоятеля Симеона от сна. В 1744 г.

Петербургский купец Калитин, долго страдавший не исцелявшейся ничем болезнью, получил исцеление при мощах преподобного Антония. Признательный Калитин устроил раку преподобного и иконостасы в храм.

Память преподобного чтится 17 января, в день памяти великого Антония, а 24 июня, в день кончины преподобного, бывает крестный ход на озеро; в обители посвящён храм преподобному.

Примечания
1* Ркп. житие преп. Варлаама.
2* Собр. акт. 3, 47.
3* Ркп. житие преподобн. Антония с чудесами составлено поздно, в XVII веке, и потому со многими ошибками; напр., в нём говорится, что храм в своей обители преп. построил по грамоте князя Александра Невского и по благословению Новгородского архиепископа Исаии. Но такого архиепископа не было в Новгороде, как это известно по летописям (Собр. л. 3. 54–57. § 180–182). Говорится, что Антоний отправлен был из Хутына к блаженному патриарху Афанасию в Константинополь. Но в Константинополе не было тогда между патриархами Афанасия. Патриархами были: с 1186 года – Никита, с 1190 – Леонтий, потом Феоктист, Досифей и Георгий Ксифилин, скончавшийся в 1198 г.; после него Иоанн Каматер, при котором в 1204 г. Константинополь взят Латинянами; с того времени патриархи стали жить в Никее; но и здесь не было патриарха Афанасия.
4* Так показаны лета Антония и день кончины в ркп. житии. Поскольку же в 1192 г., когда преп. Варлаам назначил его своим преемником, было ему не менее 35 лет, то остальные 32 года из 67 лет жизни оканчиваются 1224 годом. По ркп. святцам «преп. Антоний, игумен Дыменский, ученик Варлаамов, преставися», по одному списку: «апреля в 13 день», по другому: «августа в 13 день». Свед. о монаст., стр. 387, 403.
5* Ркп. житие: Тихвинские монастыри, стр. 101, 104–108. СПб. 1854 г. Валаамские иноки жили в Дымской обители с 1561 г.; в 1618 г. переведены они в Васильевский монастырь (Писцовая книга во врем. общ. ист. кн. 6, стр. 86. А. э. 3, 131).
6* Ист. иер. 4, 71. Свед. о монаст. 378. Ркп. житие.