Преп. Феодоры Александрийской
Святая Феодора
Святая девственница Феодора подвизалась в Александрии; по памятникам называется она Александрийской. По наставлениям её более чем вероятно, что она была настоятельницей общины дев. По её же словам видно, что она жила в то время, как Александрийской Церковью управлял архиепископ Феофил. Между письмами святого Исидора Пелусиотского, жившего во время Феофила и Кирилла Александрийских, есть послание к александрийским инокиням сандальницам (σανδαλαριαις). Это название значит, что инокини блаженной Феодоры носили на ногах сандалии, тогда как Фиваидские пустынницы ходили босыми. «Женский пол, – писал преподобный, – не имеет права на снисхождение: он может мужественно противостоять обольщению и отражать нападения пожеланий. Учат этому славная Сусанна, дочь Иефая, и достойная удивления Иудифь... А глава женских побед и трофеев, всехвальная Фекла, стоявшая неизменным столпом девства, как огонь, возгоревшись среди волн страстей, приплыла в безопасную пристань. Если желаете быть таковыми, сохраняйте неугасимыми лампады: скоро придёт Жених. Да не усыпит вас какой-либо сон сладострастия, который сонливых и нерадивых оставляет за дверями брачного чертога».
Блаженная Феодора бодро ожидала Небесного Жениха, зорко смотрела за состояниями души своей, не допуская власти греха над собою. По памятникам остаётся за нею название святой Феодоры щедролюбивой. Это значит, что она отличалась в жизни своей особенною любовью к подвигам милосердия. Подвигами многих лет достигла она высокой духовной опытности, так что наставления её записывались и перешли в книгу духовных советов.
Она приглашала избирать тесный путь, указанный Спасителем, как путь, необходимый для духовного совершенствования. «Старайтесь, – говорила она, – входить тесными вратами. Если бы деревья не подвергались в холодное время напору ветров, дождю и стуже, то летом не приносили бы плодов. Жизнь земная с её невзгодами – наша зима. Если не станете переносить скорби и испытания, – не ожидайте себе покоя за гробом».
«Неоценимы выгоды уединённой жизни, особенно для дев и отшельников молодого возраста. Но надобно строго наблюдать за собою, чтобы не утонуть в лени или унынии. Под предлогом желаемого душевного мира предаются покою телесному и доходят до бед душевных; появляется чувство усталости, расслабление колен, – появляется то та, то другая болезнь. „Болен я, – говорят, – не могу прочитывать положенных молитв“.
Но дело в том, что не возбуждают себя к твёрдости.
Один монах, при наступлении часа молитвы, ощущал лихорадку и боль в голове. Раз он говорит себе: „да, я чувствую себя дурно; пожалуй и умру: пусть же встану и помолюсь Богу прилежнее обыкновенного“. Так он вынудил себя стать на молитву и читал положенные молитвы. Оказалось, что ещё не окончил он молитв, как чувствовал лёгкость, и когда прочёл, то пропала вся болезнь. После того он стал бороться с лукавой ленью точно так же, и каждый раз чувствовал себя после молитвы свежим и здоровым».
«Христианин, разговаривая с манихеем, настаивавшим, что тело – источник зла и дело демона, отвечал ему умно: подчините тело ваше христианскому умерщвлению, – и убедитесь, что тело создано Богом».
«Один уважаемый человек, – говорила она ещё, – был осыпаем жестокою бранью. Выслушав брань, отвечал он спокойно: „я мог бы отвечать вам такой же бранью, но Христов закон заграждает мне уста“».
«Ни бдения, ни телесные труды не доведут нас до спасения, если нет в душе смирения».
Был святой пустынник и изгонял духов из бесноватых. Раз спросил он демона, что прогоняет его, не пост ли? «Нет, – отвечал тот, – и мы постимся». Не бдение ли? «Нет; ты знаешь, что и мы не спим и бываем очень деятельны». Не пустынная ли жизнь? «Нет; и мы ходим по пустыням». Какая же добродетель изгоняет вас? «Смирение побеждает нас, смирения не терпим мы», – отвечал тот. «Видите, – продолжала Феодора, – смирение есть та добродетель, которая дарует нам победу над злыми духами».
Она не дозволяла никому оставлять своей кельи по причине искушений. «Искушения, – говорила она, – пойдут за нами везде. Пустынник, мучимый искушением, собирался совсем в дорогу, чтобы оставить свою келью. Но неожиданно видит, что кто-то в человеческом образе надевает сандалии и говорит ему – ты, может быть, ради меня удаляешься отсюда; но уверяю тебя, что я хожу скорее тебя, и куда бы ты ни пошёл, везде найдёшь меня. Видите, он ещё насмеялся над неопытным пустынником».
Вот прекрасный урок, данный святой для начальствующих! «Кто не умеет, – говорила она, – вести другие души к спасению, пусть откажется от мысли о начальствовании. Начальник не должен питать в себе ни гордости, ни желания власти. Он не должен быть игрушкой лести и не должен ослепляться подарками. Начальник должен быть кроток, исполнен смирения, терпелив; он должен быть строго честен и прямодушен; должен быть кстати снисходительным и в своё время строгим. Любовь его должна заботиться о других, как о самом себе».
Святая Феодора почила около 415 года.