Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Праведные родители Пресв. Девы Марии, Иоаким и Анна, подобно Анне, матери Самуиловой, молясь о разрешении неплодства своего, дали св. обет принести в жертву Богу дитя свое, если Бог им дарует его. Через три года по рождении у них преблагословенной дщери, исполняя обет свой, они ввели Богоотроковицу во храм Иерусалимский в посвятили Богу. Благословенная Дева введена была во храм, хотя трех лет – в возрасте юном, но испрошенная молитвою благочестивых родителей, как дар небесный, и уготовляемая Промыслом в высочайшее орудие искупления рода и человеческого, она и «трилетствующая телом была многолетствующая духом и горних сил превысшая». О введении Пресв. Девы во храм Божий по трехлетнем ее возрасте упоминает в I-м веке епископ Антиохийский Еводий и в IV-м блаженный Иероним.

К торжеству введения Пресв. Девы, как изображают это событие древние церковные предания, праведные Иоаким и Анна по обычаю созвали в Назарет своих родственников; собрали лик дев и приготовили многие свещи. Прибывшие из Назарета в Иерусалим благоговейно и торжественно шли к храму Божию, подобно ветхозаветному шествию с кивотом во храм Соломонов (1Пар.15). Ведомой во храм благочестивыми родителями девический лик предшествовал с горевшими свещами и пением; за нею с веселием следовали сродники, соседи и знакомые; первосвященник и священники с псалмами духовными сретили Пресв. Деву, будущую Матерь Архиерея великого. Иероним говорит «кругом храма, сообразно 15 псалмам степеней, было 15 ступеней, на каждой из сих ступеней пели один псалом священники и левиты, восходя к служению. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с нее дорожные одежды и по обычаю одели ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы в совершенном возрасте. Если Господь в младенчестве Девы явил ее величие, это предвещало уже, какова будет она». Все удивились, видя трехлетнюю отроковицу, так скоро на все ступени восшедшую, как бы совершеннолетняя. Архиерей Захария совершил дело необычайное и для всех удивительное: ввел отроковицу в самое Святое Святых, где находился кивот завета, куда по закону дозволено было входить только одному архиерею, однажды в год, и притом с очистительною жертвенною кровию, которую приносил он за себя и за грехи народа, и куда не только женскому полу, но и священникам запрещен был вход (Евр. 9:7. Исх. 30:10). Но Матерь Божия, по выражению предания, введена была во Святое Святых, подобно ветхозаветному кивоту Божию, который древле с духовным веселием внесен был в Святая Святых (1Пар.15) в служил прообразованием Пресв. Девы Марии, одушевленного кивота, имевшего носить в себе Христа Бога. Первосвященник Захария, сын Варахиин, родитель Предтечев, пророк Божий, проразумевая будущее, ввел Пресв. Деву во Святая Святых, по таинственному Божию научению, быв тогда вне себя, Богом объят. И не только первосвященник, вводивший Деву, но и все, сопровождавшие ее при входе в храм Божий – ее родители, родственники и девы – объяты были Духом Божиим. Пресв. Дева вошла во Святое Святых не только однажды в день введения, но во все время пребывания своего во храме она невозбранно всегда входила туда, что запрещено было под страхом смерти даже первосвященнику (Лев. 16:2). По словам Церкви: «Ангели, вхождение Пречистые зряще, удивишася: како со славою Дева вниде во Святая Святых».

Введение во храм Пресвятой Богородицы

По введении трехлетняя отроковица водворена была при храме для воспитания, с другими девственницами. Ибо кругом храма (Иерусалимского), по свидетельству Писания (Исх. 38:8. 1Цар.1:28, 2:11. 4 Цар. 11:3. 1Пар28:11–13. 1 Езд. 40:45–46. Лк. 2:37) и по словам Иосифа Флавия, построены храмины в три возвышения, – каждое в 30 храмин. В них особо жили девы, посвященные и служившие Богу, особо вдовицы, особо назореи, особо священники и левиты и пр. Иероним говорит: «принесши по обычаю закона жертву и совершив обет свой, родители Девы Марии оставили ее в оградах храма с прочими девами для воспитания, а сами возвратились домой. Дева Господня с возрастом лет возрастала в благочестии, по словам Давида: отец мой и мати моя остависта мя. Господь же восприят мя (Пс. 26:10). Она удостоена была явлений ей Ангелов; это охраняло ее от всех зол и обогащало всякими благами». Во св. доме Божием она непрестанно упражнялась в молитве, в чтении Писания и в рукоделии. «Всю ее, говорит Церковь, пребывающую внутрь храма и питаемую пищею небесною, освятил Дух Всесвятый».

Пресв. Дева Мария обитала во храме Иерусалимском около 12 лет. Достигши совершеннолетия, она сама себя уневестила Богу, давши св. обет всегдашнего девства. По сказанию древних писаний а последующих учителей Церкви, она первая обручила девство свое Богу. Ибо сия прекрасная добродетель, столько похваляемая Иисусом Христом и уважаемая в христианстве, у иудеев была не столь славна (Втор. 7:14. Быт. 19:31–38. Суд. 11:37–39). Но Бог вдохнул чувствования о девстве, совершенно отличные от чувствований народа, той, которую избрал Он, да сбудется Писание: се Дева во чреве приимет и родит Сына. Когда наступило для Марии время, в которое она, по обычаю законному, должна была оставить святое жилище своего благочестивого воспитания и подобно прочим девицам вступить в супружество, она объявила первосвященнику и священникам, что она от зачатия своего посвящена родителями единому Богу и сама дала обещание блюсти во веки свое девство, и потому не может сочетаться браком. Итак, для нетленного хранения девства под чином и образом супружества, св. Дева около 15 лет своей жизни, по совету и согласию священного собора, была обручена родственнику своему, маститому старцу, праведному Иосифу, который решился, храня воздержание, таить девственную честь Марии, считано мнимым мужем ее и мнимым отцом Иисуса Христа (Лк. 4:13), до совершенного открытия миру тайны воплощения. Таким образом она переселилась из храма в Назарет, в дом праведного Иосифа.

В воспоминание введения Пресв. Богородицы во храм Иерусалимский древле учрежден Церковию праздник, 21 ноября. Указание на этот праздник можно находить в IV веке – в преданиях христиан палестинских, кои доселе указывают на бывшую древле церковь Введения Богородицы и построение этой церкви приписывают царице Елене. В IV веке указание на праздник Введения Богородицы находят также в словах Григория Нисского. В VIII в. – в день Введения произнесены были поучения Германом и Тарасием, Константинопольскими патриархами; в IX веке Георгий Никомидийский и Василий Македонянин, император Византийский, на день Введения сложили некоторые стихиры, ныне поемые Церковию в этот день.

Праздник Введения Богородицы есть великий, дванадесятый и вселенский. Это есть день отделения от мира Богоизбранной Девы. По песнопениям Церкви, Введение Пресв. Девы есть предъизображение благоволения Божия, проповедание спасения человеком, предвозвестие Христа. «От Господа приимше обещания плод Иоаким и Анна, Божию Матерь, благоприятну жертву во храм введоша днесь».

Пророчество Аггеево о втором храме Иерусалимском: велия будет слава храма завета сего последняя паче первыя (2:10) – со дня введения Богородицы начало сбываться. Во втором храме в сравнении с первым недоставало ковчега завета, пророческого – урим и туммим, небесного огня, облака, знаменующего присутствие Божие, и священного елея помазания (1 Мак. 2:6–9). Не смотря на это, второй храм делается славнее храма первого. В последнем является Богоносный ковчег – Пресв. Дева, престол Бога Слова; здесь сияет свет и совершенство (урим и туммим) в благодатной Деве; здесь огонь небесный – серафимская любовь в ее сердце; и облак славы Божией – в пречистом теле ее; и священное помазание – та обильная благодать Св. Духа, которая исполняла Благословенную и от нее чрез приближение к ней сообщалась другим (Лк. 1:41).

Воспоминание Введения во храм Пресв. Девы продолжается 6 дней – с 20-го по 25-е ноября. В событии Введения Богоизбранной Отроковицы Церковь созерцает исполнение пророчеств царя Давида: предста царица одесную тебе в ризах позлащенных одеяна. Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. И возжелает царь доброты твоея: зане той есть Господь твой, и поклонишися Ему. Вся слава дщере царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся царю девы в след ея, искренния ее приведутся тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм царев (Пс.44:10–12, 14–16).

Пример Богоотец Иоакима и Анны, посвятивших Богу дщерь свою с юных ее лет, внушает христианским родителям начинать воспитание детей учением благочестия с ранних лет. Раннее сближение детей с Божественными и священными глаголами Церкви и слова Божия делает сии глаголы особенно родными непорочному их сердцу на всю жизнь; а родной голос всегда для нас обязателен, приятен, утешителен и поучителен.