Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† В тот же день память о преподобном Пимене Многоболезненном

Преподобный Пимен путем тяжкой болезни достиг царствия небесного. Он родился больным и больным вырос. Много раз просил он родителей отдать его в монастырь; им жаль было расставаться с единственным сыном, наследником. Болезнь усилилась так, что не было надежды на выздоровление и родители отнесли его в Печерский монастырь, прося молитв о его здоровье. В обители, по просьбе родителей, молились об исцелении страдальца; но страдалец уже чувствовал высокую цену страданий и молитва его о продолжении болезни была услышана Господом. – Об одном еще молился больной Пимен – удостоить его ангельского чина. И вот в одну ночь пришли какие-то иноки, совершили над ним чин пострижения и облекли его в иноческие одежды. Никто не слыхал, как привили они, и никто не звал, как в запертой церкви, в раке преп. Феодосия, явились волоса Пимена. Только звуки пения слышны были некоторыми, и когда взошли к Пимену, нашли его постриженным и свеча горела в руке его; принесли «книгу пострижения» и Пимен нашел, что пострижение его совершалось согласно с книгою. Много лет провел Пимен в тяжкой болезни. Прислуживавшие ему тяготились им и часто оставляли без хлеба и воды, голодным и в жажде: но Пимен все терпел с радостию. В пещеру его принесли другого больного, чтобы ухаживать за один раз: но и обоих часто оставляли без присмотра. «Брате! сказал раз Пимен лежавшему с ним; служащие гнушаются нами; если Бог исцелит тебя, станешь ли ты исполнять эту службу? «Больной обещался служить больным до смерти своей. По слову Пимена он встал здоровым и стал служить болящему. Раз он обленился в служении и вновь постигла его болезнь: но Пимен опять исцелил его. «Маловерный! сказал ему тогда Пимен, разве ты не знаешь, что равную награду получают и больной и тот, кто служит ему? Терпение бедных не пропадает даром: здесь скорбь и туга, там – радость и веселие. Потому-то терплю я все. Бог, который исцелил тебя от болезни, может и мне возвратить здоровье: но я не желаю того. Претерпевший до конца спасется. Пусть весь я сгнию в этой жизни: только бы там плоть моя оставалась без истления; пусть здесь будет смрадный запах: только бы там наслаждаться благоуханием неизреченным. Что значит эта смрадная и тесная храмина, как не суд прежде суда того, мучение прежде муки бесконечной»? Двадцать лет провел Пимен в страдании. Пред смертию он стал здоров, простился со всею братиею, причастился в церкви св. Таин, поклонился гробу св. Антония и указал место для его погребения. «На этом месте», сказал он при том, «похоронены в нынешнем году два брата, один в схиме, другой без схимы. Первый не думал о значении схимы и только пред смертию облечен в нее, – не быв достойным ее; теперь он без схимы. Другой постоянно желал быть в схиме, его не облекли в нее. Праведный Бог, защищающий сердца наши, по смерти даровал ему схиму». Когда откопана была земля, нашли точно так, как говорил Пимен Преподобный покойно предал дух свой Богу. «В день преставления его, прибавляет повествователь Поликарп, явились три столба над трапезою и отсюда перешла на верх церкви, о чем сказано в летописце. – Впрочем знает только Бог, показавший это знамение, для сего ли блаженного было оно, или по иному смотрению». По древней летописи, явление огненного столпа над трапезою, явившегося в двух местах на церкви, было 11 февраля 1110 года. Потому блаженную кончину преп. Пимена надобно отнесть к 1110 году, как и относит одна летопись. – Мощи преп. Пимена почивают в Антониевой пещере.

 В тот же день память о преподобном Пимене Многоболезненном

Кондак преподобному: «Долговременную болезнь благодарне претерпевшаго, приидите сошедшеся, восхвалим Пимена многотерпеливаго: иже бо иногда за смрад болезни бе гнушаем, сей ныне благоухание испущает с верою к раце мощей его приходящим и прогонит злосмрадие страстей от вопиющих; прииди, Пимене, к нам и ничтоже успеет враг на ны».

Примечания
1* Сказание Поликарпа о Пимене в посл. к Акиндину, по ркп.
2* Сказание Поликарпа о пострижении Пимена замечательно и потому, что в нем виден тот же чин пострижения, что употребляется и ныне. «Се впадоша к нему, аки скопцы светли со свещами, идеже лежаше Пимен, нося с собою евангелие и свиту и мантию и куколь и все, еже на потребу постриганию и глаголаше ему, хощеши ли пострижем – тя? Он же с радостию обещася им, глаголя, Господь вы посла, господие мои, исполнитя желание сердца моего. Они же ту абие начаша вопросы творити: что прииде, брате, припадая к святому жертвеннику сему и святей дружине сей? желаеши ли сподобитися мнишескому великому ангельскому образу? и прочая вся по ряду сотвориша, яко же есть писано. Таже и в великий образ постригоша его и облкоше его в мантию и в куколь, и все еже требе, певше великаго ангельскаго образа, управивше и устроивше и целовавше его, – Пимена того нарекше и свечу вжегше, реша, до 49 дней и нощию сия свеща да не угаснет. Власы же вземше, в убрусе положиста на гроб св. Ееодосия». Ркп. патерик.
3* Собр. л. I, 121.
4* Густинская летопись: „в тоже лето (1110) преставися многотерпеливый Пимен, о нем же пространнее в патерике“. Собр. л. 2, 288. По Четь-Минее и месяцесл. память его 7 августа. Описание к. лавры стр. 107. и Вершинский отнесли кончину сего Пимена к 1139 г.; но они смешали сего Пимена с Пименом постником, о котором смотри 28 августа.
5* Опис. лавры стр. 107. Кальнофойский: «св. отец Пимен чудотворедец».