Успение Пресвятой Богородицы
Высокий жребий преблагословенной Девы в деле благодатного смотрения Божия о спасении мира соделал всю ее жизнь дивною и поучительною. «Чудно рождение твое, восклицает Церковь, чуден образ воспитания, чудно, дивно и неизъяснимо для смертных все в тебе, Богоневеста»!
После того, как Спаситель, со креста утешая и ублажая пречистую Матерь Свою, вместо Себя усыновил ей возлюбленного ученика своего Иоанна Богослова, разделявшего с нею страдания ее, ученик взял ее к себе (Ин. 19:28–27) и не оставлял до ее успения, служа ей как матери своей. Пребывание ее было в дому св. Иоанна Богослова, в Иерусалиме на Сионе.
Уже при жизни ее начали сбываться над нею пророческие ее слова о себе: се бо отныне ублажат мя вси роди. С распространением славы Иисуса Христа, яко Сына Божия, блажима была и пречистая Его Богоматерь, жившая на земле. По вознесении Иисуса Христа на небо она пребывала с учениками в молитве (Деян. 1:14), и прияла дары Святого Духа в день Пятидесятницы.
Для апостолов и всех верующих она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, она передала им все слова, которые слагала в сердце своем; поведала о чудесных событиях благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от нее рождества Христова, Его младенчества» и всей земной жизни. Подобно апостолам, насаждала и утверждала христианскую Церковь своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Богоматери было чрезвычайно. По приятии Св. Духа они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от нее божественные слова. Имея ее, яко наместницу Христа Господа Своего, взирая на ее святое лице и слушая ее слова, ученики Христовы исполнялись высокой радости. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Матерь Христа Бога.
Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. 12:1–3), пресв. Дева Мария с св. Иоанном Богословом, около 43 года по Р. X. удалилась в Ефес, в котором проповедать Евангелие выпал жребий Богослову. Впрочем, по сказанию предания, она была не только в Ефесе, но и в Кипре у св. Лазаря, там епископствовавшего, и также на горе Афонской, о которой, как говорит Стефан Святогорец, Богоматерь пророчески сказала: «сие место буде мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего. Аз буду заступница месту сему, и Богу о нем ходатайница».
Равно и благоговение древних христиан к Божией Матери было так велико, что они предали все о жизни ее, что только могли заметить из ее св. слов и деяний, и даже передали нам о ее внешнем виде. По сказанию св. Амвросия Медиоланского, основанному на словах Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца, пресвятая Богородица, живя на земле, «была Дева не только плотию, но и духом, в сердце смиренна, в словах богомудренна, в глаголании не скора, в чтении писаний неутомима, в трудах бодра, в беседах целомудренна, никого не обидела, всем желала добра, не гнушалась убогого, никому не посмеялась, и вид ее был образцом внутреннего ее совершенства. Все дни свои она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело ее покоилось, духом она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дому выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, она хотя и являлась вне дома своего в сопровождении других, но лучшим стражем для себя была она сама; другие охраняли только тело ее, а нравы свои она блюла сама». А св. Епифаний Кипрский, и за ним Никифор Ксанфопул, жившие – первый в IV, а второй в XIV веке, упоминают на основании преданий, до них дошедших, даже о внешнем виде Девы Марии. «Вид лица ея был аки вид зерна пшенична, власа желтаго, очес острых, в них же зеницы подобны бяху масличнаго плода виду; брови ея наклонены и изрядно черны; нос не краток; уста, аки цвет розы; лице не кругло, ни остро, но мало продолжено; руце и персты продолговать; одежды ея бяху просты, якоже и ныне святый покров пресвятые главы ея являет».
Ко времени своего блаженного Успения пресв. Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ея, как Богоматери, распространилась уже по земле и вооружила против нее многих завистливых и гордых иудеев, которые покушались на ее жизнь: но Бог хранил ее от врагов.
Живя у св. Иоанна Богослова, в Иерусалиме, пресв. Дева пребывала в непрестанной молитве, постоянно имела божественное желание созерцать Сына своего, седящего одесную Бога. Часто посещала места, которые Сын ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих. Горя непрестанно любовию к Богу, св. Дева часто молилась и воздыхала о своем переселении в блаженные обители Сына Своего и Бога нашего. И как предвозвещено ей было о воплощении от Нея Сына Божия: так, когда приблизилась она к своему отшествию от земной юдоли, Господь открыл ей о ее блаженном успении.
Обстоятельства, предшествовавшие успению Богоматери и сопровождавшие оное, известны в православ. Церкви от времен апостольских. В I веке о успении Богоматери писал Дионисий Ареопагит. Bo II веке сказание о телесном переселении пресв. Девы Марии на небо находится между сочинениями Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об успении Богоматери указывает св. Епифаний Кипрский. В У веке Ювеналий, патриарх Иерусалимский, о успении Богородицы говорил греческой царице Пульхерии: «хотя в священном писании нет повествования об обстоятельствах кончины ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания». Это предание с подробностию собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в ΧΙV веке.
Пресв. Дева Мария окончила свою земную жизнь в летах преклонных. Из древнейших сказаний о успении Богоматери, собранных Никифором, известно следующее. Успение Божией Матери сопровождалось многими чудесными знамениями, которые все величественно изображает Церковь в своих священных песнях. Ко времени преставления Богоматери Апостолы восхищены были на облаках из разных стран и поставлены в Иерусалиме. В самый день успения ее явился в сретение душе ее в необычайном свете, осиявшем храмину отходившей, Господь с Ангелами и Святыми. Подобно облачному столпу, осенявшему и охранявшему древле народ богоизбранный (Исх. 14:19–20), облачный круг в день погребения также осенял и охранял святейшее тело богоизбранной отроковицы и матери, несомое апостолами для погребения.
По завещанию пресв. Девы, святое тело ее положено было в Гефсиманской веси, находившейся на горе Елеонской, близ Иерусалима, между гробами праведных ее родителей и ее обручника. На третий день по смерти, когда ап. Фома, небывший при погребении св. Девы, пришел в Гефсиманию и открыл гроб ее, пречистого тела ее уже не было в гробнице. Господь переселил пренепорочную Матерь Свою в небесные обители. Как Сам Он воскрес в третий день и в сороковый вознесся на небо с пречистою Своею плотию: так и Матерь Его, в третий день по смерти ее, дивным смотрением Божиим с телом взята на небеса, согласно с предсказанием пророка Давида: воскресни Господи в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея (Пс. 131:8). После успения Богоматери, когда апостолы во время трапезы своей беседовали о необретении тела Богоматери во гробе, они увидели пресв. Деву на небесах, «живу, со множеством ангелов стоящую и неизреченною славою осияваемую, яже и рече к ним: радуйтеся». Место погребения пресв. Девы доселе служит предметом благоговения и поклонения не только для христиан и даже для неверных.
Преставление Божией Матери называется Успением. Ибо она, «как бы сном на малое время смертию уснула, вскоре от нее, яко от сна воспрянула, и мертвость гробную, как сонное от очес дремание оттрясши, узрела бессмертную во свете лица Господня жизнь и славу».
В честь и память Успения Божией Матери установлен Церковию праздник с древних времен христианства. Об нем упоминается в IV веке в сочинениях Иеронима и Августина. Иероним свидетельствует, что на гробе Богоматери построен был храм, и хотя не упоминает, кем этот храм построен, но по настоящим преданиям христиан палестинских он сооружен был равноапостольною царицею Еленою. В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII св. Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский, в IX Феофан Никейский – написали каноны на день Успения, поемые ныне Церковью в этот день.
Праздник Успения есть великий дванадесятый, вселенский. Иероним называет праздник Успения торжеством, несравненным с празднествами Святых, «ибо в оный, говорит он, Спаситель всех Сам во всей Своей славе с радостию сретил и вселил Матерь Свою с Собою». После пятого вселенского Собора, исповедавшего человеческое естество Иисуса Христа, по желанию императора Маврикия (582–603), одержавшего знаменитую победу над персами в 15 день августа, день Успения Богоматери сделался торжественнейшим в прав. Церкви.
В песнях канона на день Успения называется он знаменитым, торжественным и божественным праздником. Кроме сего Успение Богоматери в прав. Церкви восхваляется особенным акафистом в честь этого события.
Праздник Успения Божией Матери, в пределах предпразднества и попразднества, продолжается 10 дней с 14 по 25 августа.