Святых младенцев 14000, Христа ради избиенных
Сии невинные младенцы Иудейские мужского пола пострадали ради безлетного Младенца Христа Сына Божия, по повелению Ирода, царя Иудейского. Услышав от волхвов о рождении Иисуса Христа – потомка Давидова, Ирод, происшедший не из царского рода, смутился и весь Иерусалим с ним; спрашивал первосвященников и книжников Иудейских: где должно родиться Христу; тайно выведывал от волхвов о времени явления звезды, приведшей их в Иерусалим, и сказал волхвам: пойдите и тщательно разведайте о Младенце, и, когда найдёте Его, известите меня, чтобы и мне поклониться Ему». Поруганный от волхвов, кои, поклонившись Младенцу Христу, не возвратились к Ироду, а иным путём отправились в страну свою, Ирод разгневался и, опасаясь, чтобы новорождённый Царь Иудейский не отнял у него царства, послал через год по рождении Иисуса Христа, не зная, где Он находится, избить всех младенцев в Вифлееме и во всех окрестностях его, от двух лет и моложе, чтобы в числе их погубить и Младенца Христа, Которого напрасно боялся. Тогда сбыстся реченное Иеремием пророком·, глас в Раме слышан бысть, плачь и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися. яко не суть (Мф. 2:7–18). Так злобный и суетный Ирод принёс в жертву своему необузданному властолюбию 14,000 младенцев, не ведая, что Иисус Христос родился устроить царство не земного владычества, а вечного спасения: не ведая, что все козни человеческие бессильны и напрасны для всемогущего Промысла Божия, властно и беспрепятственно устрояющего спасение мира, и что жизнь самого Ирода, самонадеянно заботившегося о себе, продлится не более года, а судьба детей его зависит от Бога! Суд Божий, по словам писателей Церкви, постиг Ирода страшными болезнями, прекратившими его жизнь за беззаконное избиение невинных.
Младенцы-мученики вошли в Царство Небесное не дверью св. крещения, но мученической смертью за Иисуса Христа, которую Сам Он назвал крещением (Мк. 10:39). И сим крещением, в случае нужды, заменяется само таинство крещения водой.
Память младенцев, Христа ради избиенных от Ирода, Церковь начала совершать с древних времён Христианства. Об этом свидетельствуют в своих беседах отцы Церкви IV, III и II века, как-то: Златоуст, Киприан, епископ Карфагенский, Ориген и другие. Последний называет Вифлеемских младенцев начатками христианских мучеников и говорит, что память их прославляется в Церквах в ряду святых, как первенцев, избиенных за Христа. Но древнейший из отцов Церкви, прославляющий младенцев Вифлеемских, есть Ириней, епископ Лионский II века.
Впоследствии св. Андрей Критский и Киприан написали для Церкви хвалебные песни на день избиения младенцев, ныне возносимые Церковью в этот день.