Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Святого мученика Александра Римского

Максимиан, Римский император (285–305 г.), устроивши близ Рима новое капище в честь Юпитера, на день открытия его назначил торжество и народный праздник. При трубных звуках глашатаи ходили по городу и взывали: «кто любит богов, завтра утром идите вместе с государем в храм Юпитера». И утром действительно пошло туда много народу частью для поклонения, частью для торга. Некий трибун Тивериан приглашал туда и подчинённых ему воинов, но один из этих воинов, именем Александр, ответил: «если б ты приглашал идти и поклониться истинному Богу, то хорошо сделал бы; а теперь вот зовёшь воздать честь Юпитеру, который, как и все ваши боги, не имеет в себе ничего доброго и поклонников своих учит только беззаконию и мерзостям». И пошёл в дом свой.

Когда же император приносил жертвы, то стоявший при нём Тивериан трибун донёс ему, что Александр не слушает царского повеления, а богов порицает и осуждает. Император тотчас велел привести к себе ослушника. Был в это время шестой час дня, и Александр почивал в доме своём. И явился ему Ангел Господень в сонном видении, говоря: «будь мужествен и крепись! Много имеешь пострадать за имя Христово, и уже идут за тобой воины; но не страшись! Восстань и помолись Богу; а я буду с тобой, пока не скончаешь подвига твоего». И, пробудившись, Александр начал петь псалом Живый в помощи Вышняго.., а выйдя из дома, встретил воинов, которые наложили на него оковы и повели к царю.

Александр имел от роду восемнадцать лет, был высок ростом, красив и цвёл здоровьем. Царь спросил его: «ты ли, безумец, оскорбляешь власть мою, не повинуешься начальнику своему и не пришёл поклониться великому богу Юпитеру?»

Александр отвечал: «я поклоняюсь единому Богу, а другого бога не знаю».

Царь: «какой это Бог твой?»

Александр: «Бог мой невидим и всемогущен; всё Ему подвластно».

Царь: «щажу юность твою; принеси жертву, и будешь принят ко двору».

Александр же стал обличать безумие язычников, обоготворивших пороки и порочных людей, и укорил царя, находящего удовольствие в мерзостях и не познающего Бога, давшего ему и честь и царство.

Тогда Максимиан отдал его во власть Тивериану трибуну, и самому трибуну поручил идти во Фракию изыскивать и преследовать христиан. Тивериан же, подвергши его сначала пыткам (строганию железом) на дереве (equuleus – деревянная кобыла), велел вести за собой во Фракию. Мать святого, Пимения, извещённая о подвиге сына, с упованием на Бога последовала за ним в путном шествии его.

Шествие трибуна из Италии к Византии было продолжительно; следовавшего за ним Александра подвергал он мукам и пыткам в разных местах своих остановок (особенно в Сардике, Филиппополе, Веррее) и наконец, пройдя Адрианополь, близ города Дризипера, у реки Еригона сделан последний допрос ему. «Александр! вот смерть перед тобой; говори, принесёшь жертву богам или нет? Ибо иначе здесь казнят тебя и тело бросят в реку». Святый отвечал: «никогда не принесу жертвы богам твоим, хотя бы ты грозил мне и тысячами смертей». Тогда трибун приговорил отсечь ему голову и тело бросить в реку. Воины остались исполнить приговор, а сам Тивериан отправился в путь.

Множество народа из окрестностей сошлось туда, – большей частью христиане. Святой просил спекулатора (палача, исполнителя казни) повременить и позволить совершить молитву. И, умыв руки и лицо, оградил себя крестным знамением и, помолившись, сказал предстоявшим христианам: «отцы и братия! Поминайте труды мои; потому что я не ленился страдать за Господа нашего, да будет милостив ко мне и всем христианам. Сами знаете, как я прошёл от Рима до сего места в узах и оковах, с лишениями, муками и пытками; и всё это я мужественно претерпел не моей силой, а помощью Господа нашего Иисуса Христа. Теперь же отхожу предстать Владыке моему, а вы помолитесь о мне, чтоб я обрёл милость у Него».

После казни тело мученика брошено в реку. По смотрению же Божию, четыре пса извлекли тело на берег и сидели при нём, отгоняя зверей и птиц, пока не прибыла мать святого. Она предала его честному погребению, а верные создали на том месте, уже в царствование Константина, и церковь. См. об этой церкви сказанное под 20 августа в житии св. Филиппа Ираклийского.