Святого Евставия архиепископа Антиохийского
Муж, знаменитый исповедничеством, благочестивый по вере, много ревновавший за истину, ересь арианскую ненавидел, отвращался людей с ее мыслями».
Так передает о св. Евстафии – святитель Афанасий. Блаженный Иероним, называвший св. Евстафия «самогласною трубою», Иоанн Златоуст, почтивший его «похвальным словом», и Анастасий Синаит также высоко чтят св. Евстафия и с изумлением относятся к его образованности.
Уроженец Памфилийского города Сиды, поставленный сначала епископом Берии Сирской, св. Евстафий по общему желанию народа был избран епископом Антиохийским и утвержден в этом сане отцами 1-го Вселенского собора (325 г.), на котором присутствовал и он сам и с твердостию обличал ариан.
В 326 году он ездил в Грузию, чтобы поставить там пастырей для вновь просвещенных христианскою верою.
Ненавидимый арианами, св. Евстафий подвергся всякого рода гонениям с их стороны; ариане не отступали и перед самою низкою клеветою для достижения их цели – избавиться от могущественного по силе просвещенного убеждения и красноречия противника, занимавшего при том одну из значительнейших кафедр епископских. Прибыв в Антиохию с мнимою целию почтить пастыря, с настоящим же намерением – его погубить, ариане открыли здесь собор, на котором представленный ими ложный донос о безнравственном поступке святителя Евстафия принят был достаточным поводом к лишению его епископского сана. Несправедливость доноса скоро и несомненно обнаружилась, но посредством происков и новой клеветы ариане достигли изгнания Евстафия во Фракию, потом в Иллирию и наконец в Македонский город Филиппы, где только кончина святителя наложила печать молчания на уста его, везде и всегда свидетельствовавшие об истине. Только смерть его положила предел его мужественной борьбе против лжи святотатственного вероучения. Он скончался около 345 г. Мощи же его были перевезены в Антиохию в 482 году, при императоре Зиноне.
Известно, что он написал много сочинений философско-богословского содержания, и также, по свидетельству блаженного Иеронима, «бесчисленное множество писем», но большая част из них не уцелела в подлинниках; известны они лишь по выпискам из них в сочинениях позднейших писателей духовных: Феодорита, Евлогия и других (См. о нем в «Уч. об Отц. Ц». Филар. Черниг. Ч. II, стр. 19–23).