Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Свв. мучч. Евстратия, Аввсентия, Евгения, Мардария и Ореста

Сии мученики пострадали за исповедание Христа во время гонения при Диоклитиане. Евстратий, один из знатнейших сановников в г. Саталионе, образованный и всеми уважаемый христианин, видя, с какой твёрдостью идут на мучение за веру многочисленные исповедники Христа, и сам не захотел скрываться от преследования гонителей. Узнав, что и праведный пресвитер Авксентий вместе с другими, после истязаний был заключён в темницу, Евстратий пришёл к ним туда и сказал: – «прошу вас Христа ради помолитесь обо мне, потому что я хочу быть участником вашего подвига», – и вместе с осуждёнными усердно помолясь, сам объявил себя христианином. После жестоких истязаний он был препровождён в Севастью Армянскую (нын. Сиваш), и там, после новых испытаний, среди которых чудным образом он долго оставался невредимым, осуждён на сожжение. Готовясь к казни, Евстратий в молитвенном воодушевлении произнёс: – «Величая величаю Тя, Господи, яко призрел еси на смирение мое, и неси мене затворил в руках вражиих; но спасл еси от нужд душу мою! И ныне, Владыко, да покроет мя рука Твоя, и да приидет на мя милость Твоя, яко смятеся душа моя, и болезненна есть во исхождении своем, от окаяннаго моего и сквернаго телесе сего: да не когда лукавый супостата совет срящет и препнет ю во тме, за неведомыя и ведомыя в житии сем бывшия мя грехи. Милостив буди ми, Владыко, и да не узрит душа моя мрачнаго взора лукавых демонов, но да приимут ю ангели Твои светлии и пресветлии. Даждь славу имени Твоему Святому, и Твоею силою возведи мя на Божественное Твое судище: внегда судитися ми, да не приимет мя рука князя мира сего, еже исторгнути мя грешника во глубину адову, но предстани ми и буди ми Спас и заступник: телесная бо сия мучения – веселия суть рабом Твоим. Помилуй, Господи, осквернившуюся страстьми жития сего душу мою, и чистую покаянием и исповеданием приими, яко благословен еси во веки веков, аминь». – И перекрестясь вошёл в разожжённую печь, в которой, предав свою душу Богу, скончался.

Пресвитер Авксентий был обезглавлен в городе Аравраке. Евгений воин, друг и товарищ по службе Евстратия, свидетель страданий его и чудных знамений, которыми они сопровождались и которые многих обратили ко Христу, также мужественно открыто заявил себя христианином и принял мученическую кончину: ему отрезаны были язык и руки и перебиты голени.

Мардарий, также гражданин Аравракский, стоявший на крыше своего дома в то время, как вели в Севастью через этот город узников и в том числе Евстратия, идущего в железных сапогах с острыми гвоздями, поспешно спустился вниз и сказал жене своей: – «видишь ли этого человека, знатного и богатого, и заслуженного воина, которого любят и уважают все в здешней стране? И никакими этими благами он не подорожил, а предпочёл всё принести в жертву Богу... Блажен этот Евстратий... он и в этой жизни был славен, и в будущей удостоится неизреченной славы и блаженства» ...

– Что же препятствует и тебе идти тем же путём, и удостоиться такой же мученической кончины, ради которой ты соделаешься заступником перед Богом и за меня, и за наших малых детей, и за весь твой род?., отвечала Мардарию его благочестивая жена.

Этими словами своей жены окончательно возбуждено было рвение Мардария пострадать вместе с другими мучениками за исповедание святой веры Христовой. Одевшись поспешно, он обнял жену и детей и, поручив их Отцу и Сыну и Духу Святому, присоединился к узникам, объявив, что и он– христианин. На все вопросы на суде он отвечал, повторяя одни и те же слова: – «я – христианин». Так научил его Евстратий, видя, что Мардарий, как человек неучёный, затрудняется тем, как отвечать на суде... Судья велел провертеть ему ноги, повесить стремглав и опалять раскалённым железом. В этих муках Мардарий и скончался, благодаря и славя Бога, и с полным упованием предавая Ему свою душу.

По совершении казни многих уже замученных христиан, сановник императорский Лисий отправился в поле, чтобы сделать смотр войскам. При этом обратил он внимание на одного молодого воина, именем Ореста, который поразил его своей красивой наружностью и ловкостью в упражнениях. Наблюдая за ним во время стрельбы в цель, Лисий вдруг увидел, что при одном движении у Ореста выпал с груди крест.

– Что это? – спросил гонитель, взяв крест, – неужели ты – из тех, которые чтут распятого Христа?

– Я – раб распятого Бога, – исповедал молодой воин, – ношу это знамение в ограждение себя от всякого зла.

Этот ответ решил участь Ореста, которого замучили смерти на раскалённом одре. Мужественно перенёс он огненную пытку и радостно предал свою душу Богу.

Останки этих пяти мучеников были погребены епископом Власием (пам. 11 февраля) в родном их городе Аравраке, где впоследствии «в честь их сооружена была церковь и от мощей их творились чудеса. – Перед вратами Цареградскими была обитель этих мучеников, по имени – Олимп. Здесь каждогодно служил патриарх в день памяти их. В настоящее время мощи их покоятся в Риме в церкви св. Аполлинария Равеннийского». В Печской же обители, на левой стороне царских дверей средней церкви у иконостаса поставлена рака с главами святых «пятизарных» мучеников – Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, которые, по преданию, получил блаженный архиепископ Сербский Арсений (память 28-го октября) из Болгарского Тернова.

В слободе Середин. Буде (Новгородсеверского уезда, Черниговской епархии) в приходской церкви находится благоговейно-чтимая прихожанами икона этих мучеников с частицами мощей их.

Повествование о страданиях свв. мучч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста приписывается Евсевию, монаху Севастийскому, и примечательно по многим особенностям, записанным как-бы близким свидетелем их подвига.

Примечания
1* Эта молитва принята в церковное употребление и читается на полунощнице субботней.
2* Молитва, которую произнёс Мардарий, идя на страдание: «Господи Боже, Отче Вседержителю», читается в заключение 3-го часа и на полунощнице.
3* «Месяцесл. Вост.» т. II, ч. 2, стр. 387.
4* «Жития Свят.» Филарета, архиеп. Черниг., стр. 279.
5* «Месяцес. Вост.», т. II, ч. 2, стр. 386.