Св. священномуч. Аполлинария, еп. Равенийского
Аполлинарий был один из учеников св. Апостола Петра, последовавших за ним в Рим и которого Апостол Пётр послал в г. Равенну, чтобы он проповедовал там веру Христову, и посвятил его в епископа будущей христианской Церкви. Бог благословил успехом само начало деятельности нового проповедника Евангелия. Прибыв в Равенну, Аполлинарий остановился в доме одного воина, по имени Иринея. В разговоре с ним, он рассказал ему о цели прибытия своего в этот город и рассказал воину об Иисусе Христе и об Его Божественной силе, спасающей всякого человека, который уверует в Него.
– У меня есть сын, страдающий слепотой, – сказал Ириней, – если Бог – Христос, о Котором ты мне говоришь, может исцелить его, то я уверую в Него, как в истинного Бога...
С верой несомненной в помощь милосердого и всемогущего Бога Аполлинарий позвал слепого юношу и именем Иисуса Христа исцелил его, моля Бога при этом, чтобы просветилось и душевное зрение людей того города и чтобы они познали истинного Бога.
Поражённые чудным исцелением слепого, Ириней и все домашние его уверовали в Иисуса Христа – Сына Божия и приняли св. крещение в реке близ Равенны. Аполлинарий, пребывая в доме Иринея, продолжал просвещать Евангельским учением обратившихся ко Христу.
Вслед затем Аполлинарий исцелил больную жену одного трибуна, который также уверовал во Христа со всем семейством своим, и Аполлинарий, поселившись у него в доме, поучал их о Христе, силой Которого для верующих доступны непостижимые чудеса. Он поучал и других жителей Равенны, собиравшихся в дом трибуна, чтобы слышать проповедника нового учения, ознаменованного такими чудными свидетельствами истины его, и таким образом устроилась в этом доме церковь, в которой епископ Аполлинарий совершал литургию, причащая верующих Божественных Таин. Из среды уверовавших он ставил пресвитеров и диаконов, и число последователей Христовых распространялось в городе.
Это не могло долго сохраниться в тайне от языческих властей. Начальнику города было донесено о проповеднике нового и уже гонимого учения, и когда Аполлинарий, призванный начальником, отказался, по его требованию, поклониться идолам и смело возразил язычнику, что «лучше раздать нищим всё серебро и золото, служившие украшением идольского храма», то был предан истязаниям, после которых его, казавшегося уже мёртвым, вытащили за город и бросили на берегу морском. Христиане скрыли его в доме одной благочестивой женщины, где с помощью Божией и стараниями их – замученный язычниками исповедник оправился и продолжал свою святительскую деятельность. Через несколько времени Бог прославил её новым чудом: возвращения дара слова немому, которое вновь привлекло к Богу истинному множество народа. Весть об этом привела в негодование язычников, думавших, что Аполлинария уже нет в живых, и власти городские, разыскав его, предали новым пыткам: били святителя, ставили его на горячие уголья, но, ничем не победив его твёрдости, вытащили его с связанными ногами за пределы города, угрожая убить его, если он возвратится в город смущать своим учением и чудесами народ... Но разве какой бы ни было страх может обуздать уста, посвящённые на возвещение истины? – Лежащий, покрытый ранами Аполлинарий продолжал поучать верующих, приходивших к нему и служивших ему. На морском берегу создалась небольшая церковь, в которой служил, как только оправился от страданий, святитель, и крестил в море вновь обращаемых им ко Христу, и поучал их, и исцелял их душевные и телесные болезни именем того Бога, за исповедание Которого он уже принял столько скорбей и мучений.
Не утомлялось терпение деятельного проповедника, – не утомлялась и злоба преследующих его, и наконец новые гонения заставили его удалиться в соседние области, где он также приводил народ к познанию истинного Бога. Между тем, в Равенну назначен был новый правитель, и возвратившийся через несколько времени туда к своим духовным детям святитель тем безопаснее и успешнее продолжал среди них своё святое дело, что Бог помог ему – воскрешением дочери нового начальника города обратить в христианство весь дом его и привлечь ко Христу множество новых последователей.
Когда, однако же, слух об успехах христианства в Равенне дошёл до Рима, то отсюда послан был на место принявшего христианство новый начальник в Равенну, который, после напрасного принуждения епископа отречься от веры Христовой, предал его истязаниям. Снова тяжко пострадал Аполлинарий; всего израненного, его обливали кипящей водою, били камнями по устам, не перестававшим исповедовать истину, наконец заключили в темницу, где томили голодом. Опасаясь однако же народного возмущения, святителя не предали смерти, но тайным образом сослали его на корабле в дальнее заточение.
После нескольких дней плавания, корабль, на котором был Аполлинарий, разбило бурей; но он спасся чудным образом с немногими другими, которых он обратил ко Христу.
Достигнув берега, Аполлинарий странствовал по разным местам, везде проповедуя распятого Спасителя и приводя к Нему чудным словом и многими чудесами; таким образом прошёл он, просвещая народ, по Мизии, Фракии и берегам Дуная, и после трёхлетнего странствования возвратился в Равенну, где радостно приветствовали его христиане, но где он подвергся новым преследованиям со стороны язычников. Несколько лет однако же успел ещё Аполлинарий продолжать здесь свою проповедническую и христианскую деятельность. Наконец язычники, напав однажды на него на дороге, избили его, нанесли ему тяжкие раны и замертво оставили его ночью на дороге. Когда рассвело, святитель, едва-живой, был поднят христианами, бережно перенесён в дом, где прожил ещё несколько дней. Предвидя свою близкую кончину, Аполлинарий последнее время своей жизни и последние силы употребил на то, чтобы убеждать собиравшихся ежедневно вокруг умирающего их пастыря христиан не отступать от веры; предсказал многие гонения на Церковь и наконец – будущее её торжество во всём мире... Мирно и тихо почил он около 75-го года по Р. Хр. Кончина его по актам (очень древним) была 23-го июля. Тело его почивает в Равенне в церкви его имени, а честная рука находится в Риме в церкви его же имени. Время его епископства полагают одни – около 20-ти лет, другие – около 28-ми.
* * *
Св. Германа, архиеп. Казанского. См. о нём 6-го ноября.