Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Св. Симеона нового Богослова

Жизнеописатель и ученик Симеона – Никита Стифат говорит о своём учителе, что он был воспитан при Константинопольском дворе (во время царствования Василия и Константина), но когда умер его покровитель дядя – сенатор, то Симеон ещё в молодых годах поступил в Студийскую обитель, где и предался строжайшему подвижничеству под руководством Симеона благочестивого. Потом, по совету Симеона же, он перешёл в обитель св. Мамонта, где по смерти настоятеля был посвящён в сан пресвитера и в звание игумена.

Симеон подвизался в священстве в продолжение 48-ми лет: удалившийся однажды по случаю возникших недоразумений, он с честью был возвращён в столицу, где ему даже был предложен сан митрополита, но он отказался принять его.

Множество мирян, желавших поучаться его замечательными наставлениями, привлекал Симеон Богослов в свою Мамонтовскую обитель, и мирно скончался в 1032-м г.

Об учительстве его говорит ученик и жизнеописатель его Никита Стифат: «Он не был для себя своим, но, по благодати Божией, усвоившей его себе, язык его был тростью скорописца, а ум – источником премудрости Божией, потому то он богословствовал, хотя не знал наук, как возлюбленный ученик». Он оставил после себя много сочинений о духовной жизни. Главным предметом наставлений Симеона нового Богослова – «Делание во Христе сокровенное». Он объясняет пути внутренней брани; обучает мерам совершенствования преимущественно духовным; заставляет подвизаться в особенности против духовных страстей, против помыслов и движений греховных, «Начальное наше падение», – говорит он, – «совершилось от гордости, поэтому и должно смирять душу». Вот ответ Симеона современным со-вопросникам, восстававшим против него, как против нарушителя известного им, условного порядка спасения: «не верят и уверяют себя, что быть не может, чтобы человек совсем был чист от похотей и пороков, чтобы принял в себя утешителя существенно. Против своего собственного спасения говорят и поступают, заключают для самих себя двери Царствия Небесного и запрещают прочим, которые хотели бы войти. Если слышат о ком-либо, что он законно подвизался и чист от возмутительных страстей, проповедует перед всеми чудеса Божии, которые соделал в нём Бог по неложным обетованиям Своим... перестань, – говорят, – ты, обольщённый и гордый! Кто таков, каковыми были отцы? Кто видел или может видеть Бога? Кто принял в таком обилии Духа, чтобы удостоился через Него видеть Отца и Сына? Да, из вас, точно, никто, как сами говорите вы. Но из тех, которые решились нести крест, идти тесным путём, готовы погубить душу свою для жизни вечной, – те и очень многие видели Бога, и очень многие, как думаю, и теперь видят, увидит и каждый, кто только захочет». – «Говорят: прельстился он; ибо кто говорит, что не грешит, тот слеп и не видит. Правда, но тот, кто имеет Бога, не может грешить, ибо семя Его в нём пребывает, а как сказал Иоанн Богоразумнейший, гром Апостолов». Хотя такое высокое состояние души и представляется достижимым по разумению Симеона, но он же указывает и на те чрезвычайные подготовительные подвиги, которыми оно только может быть достигнуто: – «прежде сетования и слёз пусть не обольщают нас пустыми словами, и не будем сами обманывать себя в успехе благочестия... Без слёз не смягчится жестокость сердца нашего, душа не снищет духовного смирения, не в силах будем сделаться смиренными, а кто так не устроил себя, тот не может соединиться с Духом Святым» ...

Сочинениями Симеона Богослова нередко свидетельствуется преп. Нил Сорский: – «якоже Симеон новый Богослов повелевает» ... «Якоже рече св. Симеон» ... Преп. Иосиф Волоколамский также делал выписки из сочинений нового Богослова, – в сборнике своём он поместил до 15-ти его слов.

В Славянских молитвенниках читается Симеонова молитва перед приобщением св. Таин. Одна читается и в Греческих под названием: «Симеона нового Богослова благочестивое испытание о св. Причащении».

«Новым» он называется потому, что он преподавал такие глубокие тайны внутреннего подвижничества, о каких давно не слыхали...

Примечания
1* Обитель св. Мамонта Ксилоцирская находилась у городской стены Ксилоцирк (деревянный цирк) у городских ворот того-же имени, почему Симеон называется игуменом обители Мамонтовой у Ксилоцирка, иногда и просто Ксилоцирским.