Св. преподобномученицы Анастасии Римлянки
Анастасия, лишившись родителей своих, когда ей было только три года, была взята на воспитание в общину девственниц, находившуюся в уединённом месте близ Рима. С любовью материнской воспитывала сироту благочестивая начальница христианской общины София, и Бог благословил благодатным успехом её труды. Достигнув 20-ти-летнего возраста, Анастасия между всеми отличалась высокими качествами души, трудолюбием и благочестием; при этом, душевной красоте её соответствовала и замечательно красивая наружность, которая привлекла на неё внимание многих жителей Рима, и знатнейшие и богатейшие люди желали вступить с нею в супружество; но, с детства приученная полагать свою радость в служении единому Богу, Анастасия отвергла все предложения искателей её руки; не смотря на свою молодость, не находила она ничего привлекательного ни в каких блистательных благах мирских, представлявшихся ей, и не пожелала променять на них свою тихую, смиренную жизнь в общине девственниц-молитвенниц. Но если не привлекли её и не послужили для неё искушением блага мирские, то искушение не замедлило явиться в другом виде: под влиянием страха открывшегося в то время жестокого гонения на христиан от императора Валериана, когда и в общине повелено было захватить «верующих в Распятого», Анастасия могла бы пожелать спастись от мученической участи, согласившись выйти замуж за одного из влиятельных граждан Римских, но и перед мученичеством не отступила её любовь к Богу, и в то время, когда все другие подвижницы общины решились искать спасения в бегстве, она осталась в общине, послушав свою воспитательницу Софию, которая сказала ей, что «настало для неё время страдальческого подвига ради возлюбленного Христа»... – И упросив воинов, чтобы они дали ей время украсить нарядом Анастасию, за которой, как оказалось, и были они присланы по указанию язычников, получивших от неё отказ на их предложения ей супружества, София повела в церковь свою воспитанницу и, поставив её перед алтарём, стала со слезами убеждать молодую христианку приготовиться к ожидающему её подвигу. – «Молю тебя, возлюбленное дитя моё, – говорила она Анастасии, – не устрашись доказать теперь ту любовь ко Христу, в которой я воспитала тебя с самого детства... Пусть не будут напрасными труды мои и молитвы о соединении твоём с Богом всем сердцем и душою... Не дай прельстить себя коварными увещаниями и обещаниями благ земных. Когда же будут устрашать тебя всякими муками, то ответь, что ничего не боишься ты и ничем не смутишься, потому что твой Бог – с тобой. И когда будут терзать тебя, то не убойся убивающих тело, душу же убить не могущих... Радуйся, когда страдать будешь, помни, что во время страдания будет предстоять тебе Сам за тебя пострадавший Христос; когда изнеможешь, то Он Сам тебя подкрепит и пошлёт отраду душе твоей, и не отступит от тебя, пока не возьмёт из рук мучащих тебя и не восхитит в Свою небесную светлую обитель, где ты вместе со всеми небесными силами будешь предстоять вечной славе Его и узнаешь блаженство, неизреченное на языке человеческом... Иди же туда, иди с веселием к Божественному Агнцу, мученическою кровью ради Него обагрённая страданием, как роскошной брачной одеждой украшенная!»
– «Готово сердце моё пострадать за Христа! – радостно отозвалась Анастасия, – не бойся и не смущайся обо мне, мать моя, воспитавшая меня! Верую, что Иисус Христос подкрепит меня; и ты молись Ему, чтобы не отступил Он от меня во время подвига ради имени Его святого» ...
Между тем, час испытания наступал. Воины, с нетерпением ожидавшие жертву свою, пошли разыскивать её и нашли в церкви подвижниц, не телесными украшениями занимающихся, но услаждающихся предсмертной душевной беседой. Они увели Анастасию от её престарелой воспитательницы и закованную цепями представили правителю в Рим.
Поражённый красотой Анастасии, язычник стал убеждать её пощадить свою красоту, не лишать себя земного счастья, признать богов... С невозмутимою твёрдостью отвечала ему христианка исповеданием веры своей в истинного Бога – Иисуса Христа. Видя невозможность её убедить, правитель велел подвергнуть её истязаниям.
Обнажённая была растянута Анастасия и привязана к четырём столбам; в этом положении били её палками, а снизу был разведён жестоко опалявший её огонь; потом строгали железом её избитое и опалённое тело; отрезали сосцы; вырвали ногти и зубы; мученица, вместо страдальческих воплей, воспевала псалмы... у неё был вырван язык. Видя изнеможение изливающейся кровью мученицы, один христианин, по имени Кирилл, напоил её водой. За это он был немедленно обезглавлен.
Однако же и народ, состоявший большей частью из язычников, хотя и привык к подобным жестоким зрелищам, стал возмущаться таким бесчеловечным мучительством и укорять правителя... Тогда изувеченное тело мученицы было обезглавлено и выброшено за городом на съедение зверям.
По извещению ангела, явившегося во сне престарелой Софии, она нашла останки своей любимой воспитанницы и, с помощью христиан, предала их погребению.
Вечное воспоминание о мученице выражает св. Церковь в следующем песнопении:
«Девства водами очищена, преподобная, мученичества кровьми, Анастасия, венчавшися, подавши сущим в нуждах недугов исцеление и спасение приступающим от сердца; крепость бо тебе подает Христосе, источая благодать приснотекущую».