Св. мученика Иоанна Калфы339
Во второй половине XVI столетия жил в Галате (части Константинополя, населенной торговцами всех наций) архитектор Иоанн Калфа. Это был скромный, благочестивый человек, отличавшийся крайнею сердечною теплотою. Так, например, он усердно заботился о сиротах, любил соединять их браком, освобождал заключенных в темницах и помогал каждому нуждающемуся по мере своей возможности. Не могло не почивать благословение Божие на таком человеке, который в совершенной простоте сердечной свято исполнял величественную заповедь Христа: «возлюби Бога и ближнего своего», – и удостоился от Бога высшей участи избранных Его...
По званию своему архитектор, Иоанн, проявляя себя усердным во всяком деле, достиг большого искусства в занятии своем архитектурою. Поэтому обращались к нему для построения домов своих богатейшие сановники и поручена ему была отделка внутренних украшений самого султанского дворца.
Однажды, один ага, желая, чтобы племянник его, прибывший из Анатолии, научился архитектурному искусству, обратился к Иоанну, слывшему отличным архитектором, с просьбою обучить его племянника. Иоанн принял к себе в ученики этого мальчика.
Часто приходя во дворец с своим учителем, мальчик встречался и познакомился здесь с своими ровесниками, жившими во дворце; он видел, что ему тут жить хорошо, и пожелал, чтобы и его пристроили жить вместе с другими мальчиками во дворце. Ага попросил Иоанна помочь ему исполнить желание мальчика; добрый человек не отказал в своем ходатайстве по этому поводу, которое и оказалось успешным.
Со временем этот ученик Иоанна получил почетное значение во дворце и, чувствуя благодарность и привязанность к своему учителю, поддерживал постоянно с ним хорошие отношения.
Однажды сделал он такой вопрос Иоанну: – «Ты, человек начитанный и ученый, скажи мне пожалуйста, что пишется в ваших книгах о нашем пророке, для которого Бог сотворил мир и все, существующее в нем?»
Действуя сначала под впечатлением обыкновенной рассудительности, Иоанн не расположен был касаться предмета веры своей в разговоре с юношей-магометанином; как бы предвидя, что он не убедит его в правде, и считая поэтому разговор бесполезным: – «Прошу тебя, – отвечал он юноше, – не беспокой меня подобными вопросами; если ты хочешь поговорить со мною о чем-либо другом, то поговорим; не спрашивай меня только о вере»...
Клянусь тебе царским хлебом, который я ем, и искреннею нашею дружбою, что я не причиню тебе ни малейшего зла, – продолжал спрашивать юноша.
При этих словах Иоанн забыл житейскую осторожность, они задели в нем самое живое чувство – его христианское верование... Мог ли рассудок сомкнуть молчанием уста, вызванные на исповедание истины...
Если ты уже так настойчиво просишь, – сказал он юноше, – то я открою тебе всю истину... Один только истинный Бог, это – Господь наш Иисус Христос, Магомет же, в которого вы веруете, был обыкновенный человек, даже неученый, который во всю свою жизнь не сделал никакого особенно доброго дела, не сотворил ни одного чуда, какие творили пророки, почитаемые нами, христианами. Одни вы только называете Магомета великим и признаете его за пророка. Клянусь Христом, Царем Небесным, что он не только не пророк, но – враг Божий. Он только вымыслами успел обмануть и понравиться простому и грубому народу и увлек его, как было предсказано о нем, что он придет обольстить мир...
Истина излилась на просторе, мимо всяких житейских соображений, – и за нею последовало обычное в столкновениях христианского мира с магометанским явление.
Ослепленный ложным учением пророка, проникнувшим целую массу человечества такими глубокими корнями, юноша-магометанин не вместил в сердце своем правды Христовой... Чуждою показалась она ему и, под влиянием ли выпытывания недоброжелательных к Иоанну Калфу людей, или побуждаемый собственным легкомыслием и малодушием он вероломно предал своего учителя, рассказав своим единоверцам о хуле на Магомета, выслушанной им от Иоанна.
Затем начались истязания Иоанна, побои, заключение в темницу, принуждения отречься от Христа.
Не отрекусь я от сладчайшего моего Иисуса Христа, – возражал непоколебимо мученик, – в Него верую, Ему поклоняюсь и исповедую Его совершенным Богом и совершенным человеком»...
Шесть месяцев протомился Иоанн на каторожных работах, потом опять терпел истязания в темнице, наконец, приговорен к смертной казни.
Его обезглавили на торговой площади в Ергат-Базаре, близ Безестани, 26-го февраля 1575 года.
Мученичество св. Иоанна Еалфы с историческою достоверностию описано отцом Андреем, великим экономом, который служил тогда в Вланкоме, при храме преподобных Феодора и Феофана песнописцев, и приобщал мученика св. Таин в темнице.