Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Страдание св. Лазаря, князя Сербского

Страдание св. Лазаря, князя Сербского

Блаженный Лазарь не был из потомков владетельного дома св. Неемани. В честь св. Стефана Неемани те всегда соединяли с собственным своим именем имя Стефана. Но он был женат на Милице, происходившей от св. Стефана Неемани, через второго сына его Волкана. Потому и он писался Стефан Лазарь. Звание князя дозволил ему носить царь Душан, как родственнику Нееманичей.

При царе Уроше он был правителем Сремской Придунайской области. Когда в 1371 г. погиб похититель царской власти последнего Уроша, Лазарь, не объявляя себя владетелем всей Сербии, употреблял меры к поправлению печального состояния её. Прежде всего обратил он внимание на дикие своеволия областных правителей. Герцеговинский наместник Николай Алтаман более походил на атамана разбойничьих шаек, чем на охранителя покоя и нравственности общественных: с шайками подобных себе испорченных людей он нападал на соседей и производил грабежи и убийства. Князь Лазарь с сильными отрядами преследовал его из одного места в другое; тот заперся в крепости Ужице; осадив его тут, Лазарь довёл дело до того, что Алтамана выдали Лазарю. Князь приказал лишить его зрения и вывести за границу. Потом разбил он у Браничева Радича Бранковича. Для довершения победы над разрушительным своеволием мечтательных кралей, Лазарь прошёл с войском Далматию и Боснию. Выгнав Венгров из Срема и Мачвы, присоединил к Сербии знатную часть по правую и левую и сторону реки Тиссы до нынешнего Темесвара. – Для того, чтобы наместники не отделяли личных интересов от интересов всей Сербии, он выдал за них дочерей своих. После таких подвигов Лазаря вся Сербия объявила его верховным и властителем Сербии.

Церковь Сербская примирена была благочестием его с патриархом Цареградским. Тот негодовал на правителей Сербии за присвоение Сербскому архиепископу звания патриарха и за провозглашение Сербского владетеля Душана царём. Особенно это негодование стало сильно тогда, как царь Душан, И завоевав Греческие области, подчинил ведению Сербского патриарха церкви, дотоле бывшие в ведении Константинопольского патриарха, и выслал из своих областей Греков епископов. – Деспот Иоанн Углешь в 1368 г. передал церкви и своей области ведению Цареградского патриарха. Блаженный Лазарь положил устроить дела мирным соглашением. По определению собора послан был умный инок Исаия в Константинополь. На соборе Цареградского патриарха определено оставить в силе права независимого Сербского архиепископа, предоставить ему и звание патриарха, но с тем, чтобы пользовался последним только в Сербии.

Новый патриарх блаж. Ефрем возложил царский венец на князя Лазаря.

Десять лет после того Сербия наслаждалась спокойствием полным. Лазарь вызвал жителей в города, разорённые в несчастное время. Богатые рудники серебра, разрабатываемые в горах, оживили промышленность и торговлю.

Благочестие Лазаря открылось во многих опытах:

а) Грамотой 1380 г. «благоверный Стефан князь Лазарь» дал больнице Хиландарской с. Елчаницу и он же распространил главный Хиландарский храм пристроенной папертью. В том же 1380 г. пожаловал он построенному им храму Введения Богоматери в Горнаке несколько сёл для основавшейся тут иноческой общины.

б) Русскому Пантелеймонову монастырю «князь Серблем и Подунавию» грамотой 1381 г. дал село Длабе и ему же в том же году отдал Спасскую церковь в Хвостне, – приняв на себя звание ктитора монастыря Пантелеймонова.

в) В подкрылии горы Кучайны, писали впоследствии в Москву, находится царская священная обитель, называемая Олешковицы, в которой храм Св. Троицы есть строение святого между царями мученика, князя Лазаря».

г) Особенным же памятником ему служит «Задушбина» его, монастырь Раваница. В грамоте своей 1381 года писал он: «ревнуя бывшим прежде меня царям благочестивым, на престол коих вознёс меня Бог, решился я принести посильную жертву: построил с основания монастырь в честь Вознесения Господня и посильно украсил его, приготовил жилья для общежития братии, установленного Апостолами. Достаточно приготовил всего: доходы и сёла, насадил виноградники, другие купил... Всё, что отдаю я, не составляет ничьей собственности, – не учинил я никому насилия, всё или куплено, или приобретено меной, как кто хотел... Пусть не поставляется игумен со стороны; 12 благоговейных братий, по совещанию с князем, избирают из монастырской братии и, положив руку на Евангелие, скажут: сей достоин быть наставником общежитию нашему и пасти Христово стадо».

д) Кн. Лазарь заботился и о поддержании христианского просвещения в народе.

Страшные беды близились к Сербии. Азиатские дикари Турки уже утвердились в Румелии, взяв Одрин-Адрианополь. Болгария почти вся пала перед ними. Эпир и Албания признали зависимость от султана. Насилия Турок не знали пределов.

В 1387 г. Лазарь заманил в теснины Эпирские 20,000 Турок и едва спаслось 500 из них от меча Лазарева. Гордые Османы заскрежетали зубами: они поклялись истребить Сербов. – Управившись с другими делами, султан Мурат двинул 300,000 войска против Сербии. – Он потребовал от Лазаря или полной покорности, или решительного боя. Князь почтительно отвечал (мая 24-го 1389 г.): «я получил писание ваше и понял, что вы повелеваете, чтобы пришёл я к вам, принёс дань и покорность и не назывался бы ни князем, ни королём. Все это не в моей власти. Меня поставили князья и вельможи всей Сербской земли. Я не могу покориться тебе, не нарушая клятвы, данной народу. Да и полезно ли это будет для тебя? Потерпи нам, подожди на месте, где остановился.

Я соберу народ мой. Если он скажет, чтобы покорился перед всеми поклонюсь тебе. Если же не захотят того, должен с ними выйти против тебя». Так я клялся им. Преследуя меня одного, ты будешь разорять землю. В таком случае, хотя бы не хотел, я должен стать против тебя». Султан обещал ждать ответа 17 дней. Некоторые из бывших при князе областных начальников советовали покориться. Но Лазарь отвечал им то же, что султану. Посланы были грамоты ко всем областным начальникам немедленно явиться с войском, если не хотят быть данниками султана. Сильный Захолмский князь не успел прийти к сроку за отдалённостью. У Лазаря собралось до 60,000 войска. Оставалось идти с таким числом против 300,000. Июня 15 д. 1389 г. должна была произойти решительная битва. Этот день Лазарь каждый год праздновал; в этот день он положил основание своей Задушбине – Раванице. На этот раз накануне дня праздничного собрались к Лазарю для советов о битве. Лазарь был грустен. Рано утром следующего дня, по совету святителя, князь причастился св. Таин, причастилось и всё войско. Милош и три друга его поспешили в стан Мурата. Он просил провести его в шатёр Мурата, чтобы открыть тайну. Явясь перед султаном, он поклонился ему и в ту же минуту выхватил меч и пронзил Мурата. От ужаса оцепенели слуги султана. Милош и три друга его бросились на коней, но их окружили и изрубили. Если бы Сербы воспользовались смятением, последовавшим за смертью султана, – напали на Турок: победа полная была бы на их стороне. Но Вук Бранкович, тайный приятель сына Вулкашинова, действовавшего теперь за магометан, распространил слух, что Милош отправился предателем в стан вражеский, и в стане Лазаря явился страх. Князю Лазарю пришлось возбуждать мужество в дружинах Сербских. Между тем сын Мурата – Баязет явился предводителем Турецкого полчища. Одушевлённые Лазарем Сербы решились дорого продать свою жизнь. Центром и крылом правым начальствовал Лазарь, левым крылом – Юрий Кастриот с албанцами. Вук Бранкович вызвался стоять с запасным войском позади, чтобы подкрепить сражающихся, когда явится нужда. – Быстрый напор Турок встречен был холодно, и немного спустя враги начали мешаться. Задние отряды, выдвинутые Баязетом, возобновили жестокую сечу. Пять часов продолжалась битва. Пора было подкрепить сражающиеся войска Сербов, но Бранкович не трогался с места. Лазарь бился в первых рядах; раненный, на истомлённом коне, он бросился сменить коня. Сербы дрогнули. Явясь снова в ряды своих, Лазарь силился удержать пошатнувшихся. Враги, пользуясь колебанием Сербов, ударили на них всеми силами. Сражавшиеся сербы то пали от меча, то взяты в плен; цел остался Бранкович, не тронувшийся с места со своими дружинами. Князь Лазарь, покрытый 16 ранами, взят был в плен и приведён с несколькими из своих к Баязету. Крепость сил была у него гигантская: он мог одним ударом рассечь двух людей с лошадью. Но теперь он был весь израненный. «Отрубить ему голову», сказал султан. – «Нет, прежде пусть мы лишимся жизни – не хотим видеть смерти его», сказала дружина князя. Так умер христианский князь.

Тело страдальца князя, едва найденное, погребено в ближайшем храме Приштинской епископии. Спустя два года и 8 месяцев, оно оказалось нетленным и тогда перенесено в Задушбину князя – в Раваницкий монастырь; здесь оно положено было в мраморном гробе. Тогда же написана была служба св. кн. Лазарю. В ней молились: «иже вьса приведы от небытиа в бытие, иже от Девы неискусомужние нас ради въплъщсе, Измаила врага покоры борющего нас, деспоту нашему победу даруй молбами твоего Лазаря и Рождъшее Те, Слово Божие». В 1683 г., во время войны Турок с Немцами, старая Раваница совсем была опустошена магометанами, и иноки её перенесли мощи св. князя в одну из обителей Фрушской горы, названную новой Раваницей.

Современный описатель подвига св. мученика Георгия Софийского пишет: когда князь Лазарь побеждён был Турками на Косовом поле, его одного прославил Бог: тело его доныне пребывает невредимым, чему был я очевидец; глава его отсечена и обагрена кровью; смотря, думаешь, как будто ныне она отсечена; – испускает благовоние... Ведь и Мурат тогда же убит и с ним пало несчётное число Турок: и однако не явились знамения ни на начальнике, ни на подчинённых, – все истлели.

Живыми чувствами исторической правдивости дышат слова, вышитые золотом вдовой деспота Углеша инокиней Евфимией, на шёлковом покрове, приготовленном для Лазаревой гробницы.

«Среди благ мира сего воспитывался ты от юности, о новый мученик, князь Лазарь! Крепкая рука Господня являла тебя крепким и славным между властителями земли. Господствовал ты над страной отечественной и вручённых тебе христиан утешал счастьем. Мужественной душой и с решимостью святого вышел на змия супостата Церквей святых. «Нельзя терпеть того, положил ты, чтобы христианами обладали Измаильтяне; если же нельзя того достигнуть, пусть обагрюсь кровью моей, соединюсь с воинством Царя Небесного». Два желания твои исполнились. Змия убил ты и получил венец от Бога. Не оставляй же в забытье детей твоих, оставшихся сирыми после отшествия твоего. Ты переселился к небесным радостям, а любезные дети твои – в скорбях тяжких. Ими обладают Измаильтяне. Все мы требуем помощи твоей. Молим тебя: молись общему Владыке за возлюбленных чад твоих и за всех с любовью служащих им. Много скорбей тяготеют над детьми твоими. Вкушающие хлеб их поднимают на них ковы, забыв твои благодеяния, мученик! Ты переселился с земли, но знаешь страдания детей твоих и как мученик имеешь дерзновение перед Господом. Приклони колени перед венчавшим тебя... Странную меня ты покоил телесно: ныне прошу о сугубом – утиши жестокую бурю души и тела моего. Евфимия усердно приносит тебе сие, святой.

В 1550 г. Паисий, игумен Хиландарского монастыря, явясь с тремя старцами к царю Иоанну, поднёс ему в дар «образ святого краля Милютина и св. князя Лазаря и службу им».

Примечания
1* Житие св. кн. Лазаря, в гласнике XI, 108–115, очень бедно по содержанию: это – набор напыщенных, диких фраз, обличающих бедность мысли сочинителя. – Чтобы видеть кн. Лазаря, надобно пересмотреть другие памятники былого.
2* Лазарь был из боярского дома Гербляновиичей, Раича ист. 3, 4. 5. Сербляк л. 144. Сам Лазарь говорит, что у него «брат чельник Млье и сестра Драгана». Хиландр. грам. 1381 г.
3* Описатель жизни св. Стефана деспота, сына Лазарева, пишет: «Влькан второй сын Симеона, брат же Саввы, великий князь, роди сына Жупана Димитра, в иноческом сане Давид именовался и светый, созда церковь при реце Лиме в месте Бродареве. С же роди сына Вратислава кнеза. Вратислав же роди Вратка кнеза; Вратко же роди дщерь Милицу. Сия ж бысть сьпружнпца великого кнеза Лазаря». Тоже цароставник у Раича 3, 3 и Никон. лет. 2, 289.
4* Марко, сын Вулкашина, называл себя Призренским кралем; Владимир, незаконный сын Душана, также писался на монетах кралем (гласник VIII, 276. VI, 186. 189).
5* Раича ист. 3, 1–17. Летоп. в гласнике 1, 166. V 77. 78. XI, 148. 149. Сын Вулкашина отказался и на общем собрании признавать верховную власть Лазаря; но Лазарь скоро выгнал его из Призренского кралевства его. Тронош. лет. § 40, 41.
6* Acta patriarhc. Constant. 1, 558. Uindob. 1860. Гласнпк VIII, 126–128.
7* О постановлении второго патриарха Сербии – в муз. Румянцева, стр. 157. Раича ист. 3, 17–20; 2, 627. 628. Синаксарь сербляка лет. 145. На монетах «князь Лазарь», но в Византийской короне и со скипетром в руке (заи. археол. общ. 1, 359. 366. 367. Гласник V, 214). По другим памятникам, он то князь, то царь; последнее означало, что народ уважал его как царя, хотя он и не носил имени царя. – Сербляк (л. 145) говорит, что примирение Константинополя с Сербской Церковью было при патр. Феофане; но в 1376 г. патриархом Кон. был Филофей, столько же кроткий, сколько умный и просвещённый. В другом месте (л. 152) и Сербляк говорит, что примирение последовало при патр. Филофее.
8* Григоровича путеш., стр. 51. Грамота нап. в Гласнике XI, 138–140.
9* Вуич путеш. по Сербии, стр. 71. 73. Гласник IV, 192. 194.
10* Порфирия указатель, стр. 55. Григоровича путеш., стр. 81. Грамота напеч. в Христ. Чт. 1853 г. 11, 309. 310.
11* Заметки поклонника св. горы, стр. 349. 350.
12* Это писано в 1583 г. Тогда приходили в Москву из Сербии за милостыней «Троицкого Олешковского монастыря священник Иоаким и Вознесенского монастыря священник Авксентий». Сношения России с Востоком, стр. 128. 132. СПб. 1859 г.
13* Описание Румяпц. муз. стр. 147. 148. Диплом изд. в Сербской летописи за 1847.
14* По воле сына его Волка, при патр. Спиридоне, когда п. Ефрем жил на покое, написан летовник Георгия Амартола. Григоровича путеш. 23. 24.
15* Летоп. в гласнике 1, 166. XI, 149.
16* Письмо султана и ответ кн. Лазаря сохранились в летописи, изд. в Гласнике V, 82–84.
17* Гласник IV, 194. 195 выставляет достоверное предание, что Милош Обиличь, зять, кн. Лазаря и воевода Браничевский, основал близ Голубца мон. Тумане, поныне существующий. Милош ненамеренно застрелил инока Зосиму на молитве. Этот несчастный случай вызвал Милоша построить богатый монастырь. Не тот же ли несчастный случай усилил в нём решимость – пожертвовать своей жизнью, лишь бы убить страшного врага веры и отчизны – Мурата?
18* Известие современного Русского паломника Игнатия, Никон. лет. 3, 161 и в сказаниях Русского народа, – Два сказания XV в. о Косовской битве у Гильфердинга в XIII т. Зап. Геогр. Общ. 271–273. Там же, стр. 265–270 народные сказания. Из них одно в полном виде напеч. в чтен. Общ. Ист. 1860 г., об историческом достоинстве их давно сказал Раич: «о Милоше в простой повести сказуемое на басни походит». Троношская летоп. в Гласнике V, 84. 85’. 88–92. 3, 51. 3. В Сербском прологе XIV в. под 15 июня: «в си же день, а в л. 7897 (1389), бысть бои кнеза Лазаря с Амуратом царём на Косове поли и ту многа труппя падоше от христиан и Турок. Сербле бо испръва разбили беху и царя Амурата убыше. И за пробежение некоих от Срьбских войск иреодолеша Турци и бысть велико съражение. Убыше же и славного Србского господина, кн. Лазаря. Все же погубенные и кровь свою нролявше хрнстиани Бог сподоби с всеми пострадавшими за име Его, Ему же слава». Гласник X, 341. 342.
19* Никон. л. 3, 244. «Видится ныне яко жив в той, юже сам созда великую обитель, глаголему Равиницу“.
20* Раича Ист. 3, 69. 70. Сказание напеч. в Гласнике XII, 681–684. Ныне Равиница кн. Лазаря опять с иноками, хотя и немногими. Дантон в Христ. Чтен. 1865 г. 2, 141.
21* Мученичество св. Георгия изд. в летоп. Археогр. Комм., стр. 5. 6. СПб. 1864 г.
22* Сербский текст у Гильфердинга в Зап. Геогр. Общ. XIII, 280. 281. В Изв. Акад. 1, 347 Евфимия считается супругой кн. Лазаря. Но инокиня Евфимия – вдова деспота Углелиа и по житию св. Стефана деспота вместе с вдовой кн. Лазаря. Милицей являлась к султану. На завесе, шитой в 1399 г. по атласу серебром, золотом и шелками, инокиня Евфимия называет себя: «дъщи господина кн. Кесаря Воихне, лежащего зде, некогда же деспотица» (Гласник V).
23* Сношения России с Востоком, стр. 54. СПб. 1858 г. Служба св. кн. Лазарю Сербскому на 15 июня, – у Царского № 563, в Сербск. ркп. Гласник 1, 160. Вершинского месяцеслов под 15 июня.