Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Страдание св. кн. Романа Рязанского

 Страдание св. кн. Романа Рязанского

Страшное было время – первое время Татар в России. Это было время полного разгула сильной воли злой. Но оно же было временем высоких подвигов христианских. Церковь Рязанская украсилась тогда великими делами князей своих и более всего высоким, мученическим подвигом св. князя Романа. Два деда его, князья Юрий и Олег Игоревичи, умерли страдальцами за отчизну в битве с Батыем (1237 г.). Кн. Олег Игоревич, красавец ростом и лицом, умирал от ран на поле битвы; Батый, увидав мужественного князя, хотел лечить его, с тем, чтобы вступил он в службу его. «С врагом христиан не могу быть в приязни», сказал умирающий князь. Взбешённый Батый велел изрубить его в куски. Кн. Олег Ингваревич, отец св. кн. Романа, также много вытерпел мук от Татар. Захваченный в плен Батыем, он увлечён был в орду и томился там в неволе более десяти лет. Отпущенный в Рязань (1252 г.), он должен был покорно смотреть, как Татарские численники (в 1257 г.) перечисляли земли Рязанскую и Муромскую, и в 1258 г. скончался иноком. Кн. Роман воспитался скорбями в любви к св. вере. Он жил в слезах и молитве за родину. Старался облегчать участь разорённых и угнетаемых подданных; особенно же заботился о том, чтобы словом и примером внушать детям и подданным любовь к вере и благочестию, как источникам лучших утешений в скорбях жизни. Наставления его были не бесплодны. И для нашего времени сохранился памятник благочестия детей и супруги кн. Романа: это – номоканон, списанный по их усердию в Киеве. Благочестивого князя Рязанского много утешило то, что в 1261 г. в самой орде поставлена была кафедра православного епископа. Святитель Русский среди шатров дикого язычества – явление отрадное для всех благочестивых сердец. В святителе Сарайском видели утешителя и наставника и князья, томившиеся в орде, и целые тысячи народа, захваченные в неволю Татарами. Кн. Роман беспрекословно повиновался хану Беркаю, и ту же покорность оказывал и преемнику его хану Менгу-Темиру. Но он горячо любил своих подданных. И эта-то любовь его вызвала против него бурю бед. Хану Менгу-Темиру донесли, что кн. Роман поносит великого царя и его веру. Это была клевета злобного баскака, которого князь удерживал от бесчеловечных насилий при сборе дани. Но для сильного злодея всегда готовы помощники: и для баскака нашлись такие, которые подтвердили донос на благ. князя. Гордый своим счастьем Менгу-Темир объявил, что князь должен выбрать одно из двух – или смерть мучительную, или веру Татар. Благоверный князь отвечал, что христианин не может менять своей веры на другую. Татарские чиновники, которым передан князь, старались склонить князя к своей вере ласками и угрозами. Он с твёрдостью отвечал, что чистая вера – одна, вера данная Богом, вера христианская; она – одна, как и один Бог истинный. «Жалею о вашей слепоте, прибавил князь; покорный воле Божией, я повинуюсь власти хана, но в оскорбление воли Божией никто не заставит меня изменить святой моей вере». Татары заскрежетали зубами и стали бить князя. «Я – христианин», говорил князь; но уста его заткнули платком и бросили в цепях в темницу. В душной темнице князь молился о ниспослании ему благодатной помощи; он предчувствовал, что ждёт его смерть, и, предавая себя воле Божией, молил подать ему силы для совершения подвига христианского. Гордый хан произнёс приговор твёрдому князю: пусть умрёт мучительною смертью. Князь, выведенный на место казни, стал говорить о святости своих убеждений и о несостоятельности веры, к которой принуждают его. Ему отрезали язык. И затем стали мучить его с ужасающим зверством: ему вырезали глаза, отсекли персты рук и ног, обрезали уши и губы, потом отсекли руки и ноги. Когда же осталось одно туловище ещё с искрами жизни, то содрали с головы кожу и воткнули голову на копье. Благоверный князь Русский страдал и терпел, точно так, как св. Иаков Персянин. Так дух верного христианина выше всего на земле. Злоба человеческая может лишить нас доброго имени, может заковать в оковы, может истерзать муками. Но, губя жизнь телесную, лишая всего временного, не может изменить в нас, без нашей воли, ни одного святого чувства, ни одной святой мысли. Душа, защитившая себя от греха страхом Божиим, не боится телесных мук. Они не только не делают ей вреда, но увеличивают награду её за верность святой воле Божией. Мученический подвиг св. Романа совершился 19 июля 1270 г.. Древняя летопись, сказав о страдальческой кончине кн. Романа, прибавляет: «возлюбленные князья Русские! не прельщайтесь суетным и маловременным блеском света сего: он пустее паутины, меняется каждый час, как тень, как дым исчезает и весь – сон. Нагими вышли мы из чрева матери, нагими и отойдём отсюда. Не обижайте друг друга, не берите чужого; любите правду, смирение, терпение, любовь и милость. И вы достигнете радости святых, как сей блаженный князь Роман купил страданиями Царство Небесное и с сродником своим Михаилом Всеволодовичем, Черниговским князем, принял от Господа венец нетленный, как пострадавший за христианскую веру». Назидательный этот совет говорит о том, что память князя Романа чтили в Русской Церкви со времени его кончины. Лик его, по преданию, изображался так на иконах: князь не старых лет с волосами русыми, курчавыми, падающими с ушей тонкой волной, в собольей шубе на плечах, в бархатной поддёвке, правая рука простёрта на молитву, а левая держит город и церковь. В 1812 г., в день памяти св. кн. Романа, одержана была при Клястицах первая победа над Французами. В память сего положено написать образ св. кн. Романа на стене храма Спасителя в Москве.

Примечания
1* Собр. л. 1, 221. Костр. л. 1, 94–96. О сём-то Олеге ркп. святцы: «св. благоверн. князь Олег Игоревич Пронский, в св. крещении Козма; убиен бысть от Батыя за исповедание Христово». Щекатов (словарь 4, 539. 540) то показывает кн. Олега, отца Романова, убитым в сражении с Батыем, то принимающим управление в 1250 г. и умирающим в иночестве. Ошибка от того, что дядю и племянника приняли за одно лицо. Олег Иванович в грамоте своей говорит: «коли ставили во-первых прадеды наши святую Богородицу, кн. Вел. Ингварь, кн. Олег, кн. Юрий» (Ист. ак. 1. № 2). Вот те кн. Олег и Юрий, которые по летописи пали в битве с Батыем. Убитый кн. Олег красный похоронен в Борисоглебском соборе, тогда как отец кн. Романа кн. Олег Ингваревич положен иноком «в церкви св. Спаса». Собр. л. 1, 203.
2* Собр. л. V, 187. VII. 243. Никон. л. III, 30. 38. Родосл. кн. 30. 193.
3* Опис. ркп. Толстого, стр. 207. 208.
4* Истор. Рус. Цер. 2, 21. 22. 96.
5* Собр. л. IV, 42. V, 197. VII, 243. Никон. л. III, 53. 55. По словарю святых, кн. Романа принуждали к магометанству. Это – неправда. В степ. кн. I. 384 кн. Роман говорит: «не достоит – последовати обычаем идолослужения гнусныя вашея веры». Ист. Рус. Цер. 2, 17; месяцеслов 1856 г.
6* Собр. л. V, 197. Апк. Лет. III, 53. 54.
7* Буслаева народ. словес. и искусство 2, 351.