Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Страдание св. Филиппа, епископа Ираклии фракийской, и его друзей

Блаж. Филипп был сперва диаконом, потом пресвитером и спустя некоторое время, как испытанный по высокой жизни, возведен на епископскую кафедру Ираклии фракийской. «Учеников своих пресвитера Севера и диакона Гермеса, укрепляя частыми наставлениями, он сделал подобными ему не только по мыслям и чувствам, но и по страданию. – Когда поднялся огонь жестокого гонения: он не смутился; иные советовали удалиться из города, – он отверг совет». Явился стационарий Аристомах, чтобы запечатать церковь христианскую. Блаж. Филипп сказал: «ужели ты думаешь, что Бог заперт в стенах! Он живет в сердцах». Аристомах опечатал все в церкви. Блаж. Филипп с Севером и Гермесом остался при дверях и поучали паству.

Явился в суд префект Басс и, когда введены были к нему все, спросил: «кто из вас учитель христиан»? Филипп отвечал: «я тот, которого ищешь». – Вы знаете, сказал Басс, закон императоров, запрещающий христианам собираться и предписывающий этим людям или приносить жертвы или погибать. Доставьте мне золотые или серебряные сосуды ваши, или какие имеете, и также книги, которые вычитаете или изучаете». Филипп отвечал: «нельзя выдать тебе книг». Префект позвал исполнителей казни. Явился Мукапор, самый жестокий человек. Префект велел привесть пресвитера Севера; его не отыскали и префект велел мучить Филиппа. Когда жестоко били его: стоявший вблизи Гермес сказал: «хотя бы и достал ты все наши книги, последователи наши, заботясь о душевном спасении, напишут другие и еще усерднее научать будут благоговению, какое надобно оказывать Христу». Его наказали за то палками. Когда потом сделал он замечание ассессору Публию за покушение присвоить себе церковную собственность: его били до того, что все лице его покрылось кровью.

Сосуды и книги префект передал солдатам. Филипп и другие приведены были на площадь. Префект велел разломить крышу храма; книги преданы были огню. Св. Филипп спокойно поучал народ. «Принеси жертву, говорил префект; государям нашим должно приносить фимиам». Филипп отвечал: «мы научены оказывать императорам повиновение, но не божеское почитание». Префект изумлялся твердости Филиппа и, обратясь к Гермесу, сказал: «приноси ты жертвы». «Не могу, отвечал Гермес, – следую во всем учителю моему». А если Филипп принесет, последуешь ли за ним?» Гермес отвечал: «ни я не последую, ни он не будет побежден». Префект сказал: предан будешь огню. «Это – легкий огонь, отвечал Гермес; а есть огонь неугасимый, готовый для нечестивых». Басс велел запереть исповедников в темницу. Они пошли с радостию и поя псалмы. Проведя несколько дней в темнице, получили дозволение находиться в ближнем доме Панкратия под стражею; здесь они приняты были с любовию; здесь же совершали таинства и поучали народ.

Между тем Басса сменил префект Юстин, человек испорченный. Басс уступал умным рассуждениям и жена его когда-то служила истинному Богу. Юстин не знал страха Божия. Филипп представлен был на суд. Юстин сказал: государи наши повелели принуждать христиан к принесению жертв; если не захотят, подвергать казням. Филипп отвечал: «я христианин, – не могу исполнять то, чего требуешь; ты можешь мучить, но не можешь преодолеть меня». Юстин велел вести его в оковах в темницу и его терзали дорогою.

Привели к Юстину и Севера. Исполняй повеление императоров, сказал Юстин. Север отвечал: «я должен исполнить то, чему научен». Его отвели в темницу. Представлен Гермес. «Муки заставят тебя исполнить волю императоров», сказал префект. «Нет, отвечал Гермес, – я вырос в святой вере, хромать не намерен; ты можешь мучить меня, сколько тебе угодно».

Три мученика провели семь месяцев в смрадной темнице, потом перевели их в Одрин. Когда явился сюда префект: Филиппа наказывали здесь так жестоко, что все тело его было растерзано и видны были внутренности. Юстин велел отвесть его в темницу. Призван был Гермес: но ни угрозам, ни ласкам не уступил. На третий день снова привели Филиппа. «Зачем ты так безрассудно противишься воле императорской»? сказал префект. Филипп отвечал: «не безрассудно поступаю я, а исполняю волю Бога – Творца и Судии всех. Св. писание говорит: воздадите Божие Богу и кесарево кесарю. Это и исполняю я. Справедливым повелениям императоров всегда повиновался я». – Гермес в ответ префекту объяснил глупость и нечестие идолопоклонства. Юстин, вне себя от гнева, закричал: «как? ты, несчастный, думаешь обратить меня к христианской вере»? И потом произнес решение: Филиппа и Гермеса, не исполняющих воли императорской, повелеваем сжечь живых. Святые выслушали это с радостию. – Когда приведены они были на место казни: Гермес, подозвав к себе одного из братьев христиан Белаго (Velogum), заклинал его Господом Иисусом Христом – передать сыну его Филиппу приказание отца заплатить все долги. Это говорил он о деньгах, порученных ему на хранение многими. Потом прибавил: «он молод; пусть работою снискивает пропитание; так поступал отец и жил со всеми хорошо». Мученики возложены были на костер.

Юстину взошла еще дурная мысль. Он приказал бросить тела святых в р. Эбр. Когда это исполнено: христиане Одрина садятся в лодки, не удастся ли кому поймать добрую ловлю. Желание их исполнилось. Они вытаскивают сетьми нетленные останки. Они положили их в местечке, которое на родном их языке называется Гетистирон, в двух милях от города.

Когда пресвитер Север, содержавшийся в темнице, знал о мученической кончине Филиппа и Гермеса: то радовался торжеству их и молил Бога быть удостоенным той же чести. Молитва его была услышана: спустя три дня и ему дарован тот же венец.

Менолог прибавляет, что вместе с Севером замучены еще до 30 мучеников..

 Страдание св. Филиппа, епископа Ираклии фракийской, и его друзей

Повеление императорское предавать книги христиан огню показывает, что мученики страдали при Диоклитиане в 304 г..

Кто были они? Греки ли, или римляне? Ни то, ни другое. –

а) Древний географ писал: По Эбру (у славян р. Марица) живут карпляне (Кαρπηλοι, Кαρπιкοι), еще выше враны (Βρεναι), потом последние бессы (Βεσσοι, Βιεασοι). Все эти племена – хищнические, особенно же бессы, соседи, как говорят, с одричами (Οδρυσαις) И сапунами... Вся Фракия составлена из 22 племен. По другому известию, карпяне и соседние с ними сапуны живут в ущельях Еракии. Одричи явно славяне, – как и сапуны (σαπαισι); точно таковы же враны, оставившие свое имя Варне, и частию перешедшие за Дунай. Карпяне в 305 г. насильно переселены были под Карпаты, но иные остались на юге. И другие фракийские племена, упоминаемые у древних, оказываются также славянами. По известию Страбона, «геты – говорят тем же фракийским языком, который во всеобщем употреблении во Фракии». Поскольку же несомненно известно, что геты – жители малой Скифии, говорили славянским языком: то ясно, что язык фракийский – язык славянский.

б) По описанию мученичества св. Филиппа и друзей его родной язык жителей Одрина – не латинский и не греческий. В том же описании христианин Белый – ясное славянское имя. Мукапор – непонятное название поротеля – мучителя. Гети-стирон – в первой половине гет – славянин, а стирон исковерканное стеров – стерво.

в) По записке о мученичестве римского христианина св. Александра, на пути его из Рима в Друзипору в 298 г. во Фракии, после Филиппополя – Пловдипа Полчищное место и потом Верея, где большая часть жителей христиане, но хранят веру свою втайне, – верейцы проводили мученика за 40 поприщ от Вереи.

По всем этим показаниям священномученики Филипп, Север и Гермес, – как фракиане, были из славян и проповедовали св. веру славянам. И при благоверном Константине в Одрине был уже епископ.

Примечания
1* Страдание св. Филиппа и друзей его довольно подробно описано в записке латинской, изд. сперва Мабилонием Analect. IV, 134. потом Руннартом: Acta mart. ii, 437. s. Weiss Leben. d. Heligen XV, 407–416. В записке сохранено многое из записки очевидца; сочинитель писал не раньше 4 века. В мартирологах память показана 22 окт. Но в менологе Василия и в слав. прологе память Севера и друзей его – авг. 20. Из латинской записки делаем извлечение
2* Менолог говорит притом, что Север «был родом из Сиды памфилийской – и пришел в Филипополь фракийский, когда префект Апеллиан мучил там 36 мучеников» – В современной записке не сказано, где замучен Север: могло быть, что когда св. Филиппа и Гермеса послали в Одрин, Север выслан в Филиппополь. – Но несомненно, что Менолог ошибается, называя Севера пришельцем из Сиды. По современной записке, он – ученик и священник фракийского святителя. Мартирологи показывают, что в Одрине пострадал с св. Филиппом, кроме Гермеса, Евсевий. В Иеронимовом мартирологе: 29 сент. во Фракии страдание св. Евтихия, Плавта. Нояб. 12 «во Фракии мученическая кончина (natalis) св. Эдикта, Евтика, Феликса, Гермогена и Агиеста мучеников». 14 нояб. «в Ираклии, городе фракийском, страдание святых Климента, Климентина, Феодота, Филимона и многих других». Нояб. 16 «в гор. Ираклий страдание святых Григория, Виктора, Геммана». Нояб. 18 «в Ираклии страдание святой жены с 46 своими». Декаб. 20 «во Фракии, в гор. Гетдубе, страдание Юлия» – Гетдубу полагали на границах Болгарии и Романии, – но без доказательств. Гет-дуб скорее найдут по истории.
3* Бароний относил страдание св. Филиппа и Севера ко времени Юлиана. Ему последовал Вершинский в месяцеслове, стр. 128. Но в описании мученичества не только нет никакого основания для такой мысли, напротив, как сказано, оно ясно говорит о времени Диоклитиана. Гонение за книги у Лактанция de morte persecnt. с. 15. 18. Евсевия 8,2. у Руинарта записка о мученичестве св. Сатурнина начинается так: «при Диоклитионе и Максимиане диавол поднял такую войну против христиан, что требовал па сожжение святые заветы Господа и св. писания, разрушал храмы, запрещал богослужение и священные собрания». Acta 2, 378.
4* Strabonis fragmenta ар. Tafel de provinciis p. 33.
5* У Аппиона 4, 1037. 1027 во Aракии τα σενα σαπαιων και Γορπιδόων (чит. Καρπηλιον).
6* Шафарика древности V, 152. Славяне и в средние времена называли Адрианополь не иначе, как Одрином. Болгарский переводчик Манасииной летописи: „Крум князь брань състави под Одринем». У Черткова стр. 87.
7* Шафарика древности 1, 353. 354.
8* Пересмотр других фракийских племен – у Черткова во временнике общ. ист. X, 83–89. О Бесах см. июля 24. Да и сами византийцы писали, что греки во Фракии и Македонии стали являться колонистами только со времени Филиппа Македонского, напр. Стефан византиец у Тафеля de provinc. p. 25. 26. Даже епископ 3 века писал: «Элий Публий Юлий, епископ колонии Дебельта во Фракии, призываю в свидетеля Бога» и пр. Евсевия ист. 1, 30».
9* Lib VII, 3.
10* В латинских актах это слово писали резлично: то Getistirion, то Ogetistion, то Ogestiron, также как Гетъ-дубъ – (пр. 23) писали Gildoba, то Gelduba, то Gildo Bacli. – Чужаки не понимали славянского слова и каждый коверкал его по своему. Один умник прибавил такое объяснение первому слову: interpetatione vero latinae linguae locus possessionis vocatur. Угадал! Стерав y Востокова. – О образовании личных славянских имен – в Изв. акад. IX, 91–99.
11* Четь-минея 13 мая, Acta Sanct. 3 maii droece in apbend. p. 15. satine p. 194. О Верее у Черткова o монас. 125. 146–110. Св. Александр был тот мученик Александр, которого храм в Друзинаре 597 г. сжеги аварский каган и за то жестоко был наказан; семь сыновей хана и множество войска погибли от моровой язвы под Друзинерою. Хану договором уступлено право переходить Дунай против славян. Simocatti hist. VII, 14. 15. Друзинара на р. Эригоне, о которой Вриенний пишет: „не знаю, как называлась она в древности, – названия часто меняются; а ныне она, вытекая из фракийских гор, называется Алмиром (Соленою), близь нее крепость, которой имя Калаврия“. (Спб. 1858 г. стр. 128). Тафель (de provinciis р. 29) замечает, что древние жители – фракийды и имя крепости полуфракийское.
12* Wiltsch nirchl. Stat. 1, 173.