† Страдание св. Емелиана Доростольского и других
«Ученик Христов Емелиан, из Фракийского города Доростола (Дуростена), был раб Грека, а верой христианин», говорит древнее известие. Если же господин Емелиана был Грек, то этим даётся видеть, что раб Емелиан был не Грек. Кто же он был родом? На правом берегу Дуная жили Славяне, а колонистами между ними были воины Римские и Греческие, впоследствии ставшие аристократами власти и богатства; бедные Славяне самой большей частью несли здесь тяжкую долю рабства. Так св. Емелиан был Славянин. Страдание его происходило так: отступник Юлиан послал в Дуростен префекта – деспота беспощадного, с тем, чтобы всех христиан Дуростена предать мукам, если откажутся чтить богов. Префект явился в город с пышностью сатрапа. Кто здесь христиане? спросил он при первом представлении к нему граждан. Испуганные слухом о жестоком префекте, граждане отвечали, что между ними не видно ни одного христианина, все кланяются богам. В восторге от мысли, что одно имя его рассеяло христианскую веру в Дуростене, надменный префект задал роскошный пир гражданам. Горько было блаженному Емелиану слышать хвастовство язычника и видеть, что недостаток твёрдости в христианах обращается в позор христианству. Во время пирования префекта, он, взяв молот, идёт в капище и раздробляет идолов. – Поклонники язычества, не зная, кто так отделал богов их, по подозрению схватили невинного земледельца. Емелиан, услышав о том, является к защитникам богов и объявляет: «я раздробил сильных богов ваших». Те представляют его к префекту. «Кто научил тебя так обесчестить богов?» «Бог и душа моя», спокойно отвечал исповедник, и прибавил: «теперь и умный префект и каждый другой должны видеть, как бессильны, как глухи и немы идолы ваши, считаемые за богов! Точно камень и дерево, обделанные в идолов; ни один не подал и голосу в свою защиту». – Префект, раздражённый смелым голосом правды, велел растянуть исповедника по земле и бить воловыми жилами. Слуги били его немилосердно, кровь лилась ручьями. «Как смел ты бесчестить идолов? Я научу тебя чтить их», кричал свирепый префект. Страдалец отвечал: «поступок мой – не бесчестие, а слава и хвала Богу истинному». Префект велел переворотить его и бить по груди и чреву. Долго снова били страдальца. «Раб или свободный ты?» спросил префект. «Раб градоначальника», отвечал страдалец. Префект велел взыскать с градоначальника в царскую казну фунт серебра, за то, что держит у себя слугу непокорного богам, с города вытребовал фунт золота, за то, что граждане сказали, будто нет между ними христиан, а Емелиана велел сжечь. Не скажут ли, что это – глупый деспотизм? Скажут неправду: это – чистый либерализм, дозволяющий всякому языческому нечестию полную свободу и провозглашающий всякое слово, сказанное в пользу истины вечной, – нетерпимым делом. За городом, на берегу Дуная, разложен и зажжён был огромный костёр; мученика бросили в костёр; сильным пламенем многие из язычников были сильно опалены, тогда как тайные христиане, стоявшие тут же, не потерпели вреда. Последние, тайно явясь к жене префекта, скрытной христианке, просили, чтобы дозволено было похоронить останки мученика. По просьбе жены, дано разрешение, и св. мощи похоронены были в 3-х верстах от города. Святой мученик пострадал 18 июля 362 года.
Мужество св. Емелиана одушевило твёрдостью и других, которые дотоле скрывались от страха. Свирепый префект рад был, узнав о других христианах, на которых указали. В угоду повелителю своему, отступнику Юлиану, он готов был терзать христианина, лишь бы он стал язычником. Так вслед за св. Емелианом преданы были истязаниям святые Васс, Максим, Павел, Секунда, Доната, Марин и Юст, и все они скончались мученически. Так показано в древнем мартирологе.