† Страдание преп. Евфросина Синозерского
Преподобный Евфросин, в мире Ефрем, родившийся в Корельском краю, близ озера Нево (Ладожского), юные лета провёл в Валаамской обители. Потом долго был причетником в с. Долосском Бежецкой пятины, в 30 верстах от Устюжны железнопольской. Достигнув зрелого возраста, почувствовал он сильное желание подвизаться иночески. Он вышел из дома, не взяв с собой ничего, и в большом Тихвинском монастыре принял монашество. С усердием искренним выполнял он здесь поручавшиеся ему послушания. Соскучив многолюдством посещавших обитель, в 1600 г. по благословению игумена оставил он Тихвинский монастырь, чтобы жить в пустынном уединении. В 15 верстах от с. Долосского и в 50 от Устюжны, в лесе, между топями и болотами, на берегу Синичьего озера нашёл он желаемое место для уединения. Здесь поставил он крест и выкопал себе пещеру, а через год поставил келью; но в оба года не видал куска хлеба, питаясь только растениями пустыни. – В такой дикой глуши найден он был нечаянно; но когда прошла молва о новом пустыннике Синичьего озера, стали приходить к нему с желанием слушать наставления его; иные же остались и жить при нём. Для собравшихся учеников надобно было построить храм, и Евфросин вместе с ними построил храм Благовещения Богоматери, который освящён был Гурием, игуменом Шалицким, чтимым поныне по жизни строгой. Преподобный усердно подвизался для благочестия, усердно вёл и других путём спасения. И ему суждено было увенчаться смертью невинного страдальца.
Когда иезуиты отыскали для России нового самозванца – жида, ватаги ляхов в 1612 г. проникли в округ Устюжны для грабежа и разбоя. – Православные, дорожа особенно св. Верой, спешили скрываться в глубоких лесах. Тогда пустыня Евфросинова послужила убежищем для них из окрестных мест. Марта 19 (1612 г.) преподобный объявил вслух всех, что скоро придут враги св. Веры и в его пустыню. Он советовал бежать, кто куда может; о себе же сказал, что он должен остаться здесь по обету. – Инок Иона в страхе хотел бежать вместе с другими. «Зачем допускать в душу страх малодушия? говорил ему преподобный. Когда настаёт брань, тогда-то и нужно мужество. Мы дали обет жить и умереть в пустыни. – Надобно быть верными слову, данному перед Господом. В таком случае смерть вводит в покой. Другое дело – мирские люди: они не связаны словом и им надобно беречь себя и для детей». Укреплённый словами преподобного, Иона остался с святым старцем. В следующий день Поляки явились в Евфросинову пустынь. Преподобный в схиме молился у креста, который поставил он, как только пришёл сюда. – Наглые грабители потребовали у Евфросина монастырских сокровищ. Пустынник указал на храм Богоматери, как единственное сокровище пустынника. Тогда один из кровопийцев ударил по шее преподобного и рассёк ему голову. Старец упал полумёртвым. Поляки ворвались в храм Божий, но в нём ничего не нашли и возвратились к своей жертве. Один ударил чеканом по голове Евфросина и разбил череп до самого мозга. – Новый страдалец предал душу свою в руки Господу. – С ним вместе убит был и инок Иона. – В 8 день после кончины св. старца собравшиеся православные похоронили страдальческое тело его у креста; с ним вместе похоронен был и ученик его Иона. Преп. Евфросин был роста среднего, с широкими плечами и мужественной грудью; русые волосы его украшены были сединами; борода – продолговатая и раздвоенная на конце. Так пересказал страдальческую кончину преп. Евфросина Долосский житель Иоанн, сам пострадавший тогда же от Поляков. В 1653 г. по благословению Новгородского митрополита Макария мощи преп. Евфросина перенесены были под колокольню Благовещенской церкви, тогда монастырской, а ныне приходской Синозерского погоста.