Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Сретение Господне во храме Иерусалимском

 Сретение Господне во храме Иерусалимском

Егда исполнишася дние очищения ею, по закону Моисеову, говорит св. евангелист Лука о Богоматери и Богомладенце, вознесоста Его во Иерусалим, поставити Его пред Господем, и еже дати жертву: якоже ест писано в законе Господни: яко всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется (Лк. 2:22–24). За древнее искупление Израильтян от рабства Египетского, смертию первенцев Египетских, погубленных рукою Ангела, закон Господень требовал от Евреев (Исх.13), чтобы всякий перворожденный их младенец мужеского пола, как собственность Божия, приобретенная кровию чуждых первенцев, в 40 день по рождении своем был принесен во храм Божий, посвящен Господу и искуплен у Господа. Это было представление или посвящение младенца Богу. Божественный Законодатель, как перворожден всея твари (Кол. 1:15), яко первородный в избранных Божиих (Рим. 8:29) и яко первенец Девы Марии (Мф. 1:25), исполнил закон Моисеев о первенцах. Тот, Которому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам преждепосвящен Богу и искуплен! «Ветхий денми, давший древле на Синаи закон Моисею, днесь Младенец видится и, закон исполняя, в храм приносится».

Младенец Господь принесен был во храм Иерусалимский Богоматерью и Иосифом в настоящий день, который есть сороковой по рождении Спасителя. По закону Моисееву (Лев.12), жене, родившей младенца мужеского пола, воспрещено было входить во храм в продолжение 40 дней: это были дни очищения по закону. По окончании сего срока, мать новорожденного приходила во храм Божий для принесения жертвы Богу. В жертву приносили агнца и горлицу, или двух горлиц, если не в состоянии были дать агнца. Дщерь Давида могла принести только последнего рода жертву! Хотя Мария, сделавшись Матерью Господа, освятилась рождением Его, и, не переставая быть Девою, не имела нужды в очищении по закону общему, «яко нескверная, неблазная, нетленная и пречистая Дева», но по глубокому смирению подчинилась предписанию закона.

Тогда жил в Иерусалиме праведный и благочестивый старец Симеон, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят о нем (Лк. 2:25). Ему обещано было, что он не умрет, не увидев Христа Господня. По внушению Духа Божия, Симеон пришел во храм в то время, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы поставить его пред Господем; принял Богомладенца на руки, почему и называется Богоприимцем; благословил Бога и изрек пророчественную песнь о Спасителе: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: Свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля (Лк. 2:29–32). Иосиф и Матерь Божия дивились сказанному. Симеон благословил и их и продолжал пророчествовать о Младенце: се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили. И тебе же самой, св. старец предрек Богоматери, душу пройдет оружие, да от многих сердец откроются помышления (Лк. 2:34–35).

Во храме была также 84-летняя вдовица Анна, яже не отхождаше от церкве, постом и молитвами служащи день и нощь: и та в той час приставши исповедашеся Господеви, и глаголаше о Младенце всем, чающим избавления вo Иерусалиме (Лк. 2:36–38); почему и называется Пророчицею. Так ясно и величественно открылось

Божество в сорокадневном Младенце! Чаявшими утехи Израилевой Он был узнан и прославлен, как Христос, Спаситель мира и Господь. Симеон, благословляя Бога, сказал: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей. Жизнь праведника, по воле Божией, как сказывает предание, долее обыкновенного продлилась, дабы он, своими очами узрев Младенца-Спасителя мира, с миром отошел от жизни настоящей.

Празднованием Сретению Господню Церковь исповедует и утверждает ту непреложную истину, что «Христос явился мирови не мнением, ни привидением, но истиною», и следовательно обличает тех древних лжеучителей, которые отвергали во Иисусе Христе естество человеческое, считая оное недостойным Бога и неистинным.

Примером Иисуса Христа, посвященного Богу, яко первенца, Церковь внушает, что и мы, купленные ценою крови Христа, уже не свои (1 Кор. 6:19–20); от рождения своего должны быть посвящены родителями Богу, дабы после сего и нам, по подражанию Младенцу Христу, возрастать и укрепляться духом, исполняясь премудростию и благодатию Божиею (Лк. 2:40). А в бедствиях, нас постигающих, праздник Сретения научает нас обращаться к Богу, – всегдашнему и скорому Помощнику и Заступнику для призывающих Его с верою и истинным раскаянием.