Св. праведной Иудифи
Иудифь, дочь Мерарии и жена Манасии, из одного с ней колена и племени, «красивая видом и привлекательная взором», в молодых гдах лишилась мужа своего. Оставшись после него богатой вдовой, жила она в своем городе Ветилуе и, не снимая одежд вдовства, проводила Богоугодную жизнь в строгом посте и молитве, и никто не укорял ее злым словом, потому что она была очень богобоязненна (кн. Иудифь, гл. VIII, 8).
Такая чистота душевная, умудрившая и разум Иудифи, поставила ее на тот путь, на котором оказалась она способной к подвигу самопожертвования и явилась спасительницей своего отечества.
В то время «последовало в доме Навуходоносора, царя Ассирийского, повеление – совершил, как он сказал, отмщение всей земле», пойти войной на все государства Малой Азии и соседние царства за то, что они отказали ему в помощи, которую он от них требовал во время войны с Мидийским царем Арфаксадом.
По окончании совещания со всеми своими сановниками, Навуходоносор, призвав главного вождя войска своего Олоферна, который был вторым по нем, что не повиновались слову уст его, и объявить им, чтобы они приготовляли землю и воду, потому что он с гневом выйдет на них, покроет все лице земли их ногами войска своего и предаст их на расхищение, и что долы и потоки наполнятся ранеными их, и река, запруженная трупами их, переполнится, а плененных их он рассеет по концам всей земли… Непокорных же повелел Олоферну не щадить, но предавать их смерти и разграблению»…
«И выступил в поход Олоферн со всем войском своим, чтобы предварить царя Навуходоносора и покрыть все лице земли на западе колесницами, конницей и отборной пехотой своей. И с ним вышли союзники в таком множестве, как саранча и как песок земной, потому что от множества не было и счета им…»
«И шел сильный враг, опустошая все на пути своем, выжигая жилища, разграбляя стада, опустошая поля и избивая юношей острием меча».
«Страх и ужас напал на жителей приморской страны, обитавших в Тире и Сидоне, на жителей Сура и Окины, и на всех жителей Иемнаана, и все обитатели Азота и Аскалона сильно испугались его… И устрашенные изъявили ему покорность».
Испугались и сыны Израиля, жившие в Иудее, услышав обо все, что сделал с окрестными народами Олоферн, и «трепетали за Иерусалим, за храм Господа Бога своего; потому что недавно возвратились они из плена» и не успели еще оправиться от бедствий, причиненных им пленом Вавилонским; и с великим усердием возопили к Богу все мужи Израиля и смирили души свои с великим усердием, и прилежно и единодушно взывали к Богу Израилеву, чтобы Он, на радость язычникам, не предал детей их на расхищение, жен их в добычу, городов наследия их на разорение, святынь их на осквернение и поругание.
«А Иоаким, великий священник, и все предстоящие перед Господом священники, служители Его, препоясавши вретищем чресла свои, приносили непрестанные всесожжения, обеты и доброхотные дары народа».
Таким образом, прибегнув к Богу и положась не Его помощь, Иудеи решились сопротивляться страшному врагу и стали готовиться к войне.
Узнав об этом, разгневался Олоферн и, призвав к себе вождей разных народов, которые вместе с ним шли воевать против Иудеев, спросил их, что это за народ, который осмеливается сопротивляться ему?
Тогда Ахиор, предводитель Аммонитян, рассказал Олоферну всю известную ему чудную историю Богом хранимого народа, то наказываемого Богом, когда он уклонялся от пути, завещанного ему его Богом, то осыпаемого благами, когда он обращался к Богу своему, «потому что с ним Бог, ненавидящий неправду», и заключил свой рассказ следующим советом: – «теперь, повелитель-господин, если есть заблуждение в этом народе, и они грешат пред Богом своим, и мы заметим, что в них есть это преткновение, то мы пойдем и победим их; а если нет в этом народе беззакония, то пусть удалится господин мой, чтобы Господь не защитил их и Бог их не был за них, – и тогда мы для всей земли будем предметом поношения» (кн. Иудифь, гл. V).
Услышав это, вознегодовал Олоферн и все прибилженные его не дерзкий совет Ахиора… – «Кто ты такой, Ахиор, с наемниками Ефрема, – с гневом воскликнул Олоферн, – что напророчил нам сегодня и сказал, чтобы мы не воевали с родом Израильским, потому что Бог их защищает? Кто же Бог, как не Навуходоносор? Он пошлет свою силу и сотрет их с лица земли, и Бог их не избавит их…
«Мы, рабы Навуходоносора, поразим их, как одного человека, и не устоять им против силы наших коней. Мы растопчем их; горы их упьются их кровью, равнины их наполнятся их трупами и гибелью погибнут они…
«А ты, Ахиор, высказавший слова эти в день неправды твоей, от сего дня не увидишь больше лица моего, пока я не отомщу этому народу, пришедшему из Египта… Когда же я возвращусь, меч войска моего и толпа слуг моих пройдет по ребрам твоим, и ты падаешь между ранеными их…»
«И приказал Олоферн отвести Ахиора в город Иудейский Ветилую, чтобы он был вестником и свидетелем исполнения слов его. Иудеи же с радостью приняли его, когда услышали рассказ его о происшедшем между ним и Олоферном. Весь народ пал тогда и поклонился Богу своему и воззвал: «Господи, Боже Небесный! Воззри на их гордыню (врага) и помилуй смирение рода нашего, и призри на лице освященных Тебе в этот день!» и утешили Ахиора и хвалили за правду его.»
Между тем Олоферн «вывел всю свою конницу пред лице сынов Израилевых, бывших в Ветилуе, и, расположившись в долине, полки его овладели водами и источниками вод сынов Израилевых», чтобы, истомив их жаждой, заставить сдаться…
Вскоре, видя себя окруженными несметными неприятельскими войсками, дошедшие до изнеможения от жажды, жители Ветилуи действительно уже готовы были сдаться, что и высказывали правителю города Озии и старейшинам.
– «Не унывайте, братья, – старался тогда ободрить их Озия, – потеприм еще пять дней, в которые Господь Бог наш обратит милость Свою на нас, – если же помощь к нам не придет, то я сделаю по словам вашим…»
В это-то бедственное время, когда неминуемая гибель угрожала Иудейскому народу, возникло спасение его в лице доблестной женщины – чистой и высокой душой и богобоязненной Иудеи.
Узнав об обращении народа к Озии с предложением сдать город неприятелю и об ответе Озии, она призвала к себе Озию и двух старейшин города и сказала им: – «не право слово ваше, которое вы сегодня сказали перед народом, и положили клятву, которую изрекли между Богом и вами, и сказали, что сдадите город нашим врагам, если на этих днях Господь не поможет нам… Кто же вы, искушавшие сегодня Бога и ставшие вместо Бога посреди сынов человеческих? Вот, вы теперь испытуете Господа Вседержителя, но никогда нечего не узнаете; потому что вам не постигнуть глубины сердца у человека и не понять слов мысли его как же испытаете вы Бога, сотворившего все это, и познаете ум Его, и поймете мысль Его? Нет, братья, не прогневляйте Господа Бога нашего; ибо если Он не захочет помочь нам в эти пять дней, то Он имеет власть защитить нас в какие Ему угодно дни, или поразить нас перед лицем врагов наших.
«Не отдавайте же в залог советов Господа Бога нашего: Богу нельзя грозить, как человеку, нельзя и указывать Ему, как сыну человеческому.
«Посему, ожидая от Него спасения, будем призывать Его к себе на помощь, и Он услышит голос наш, если это Ему будет угодно.»
Припомнив при этом, как Господь испытывал и праотцев их. Иудифь прибавила: «как их искушал Бог не для истязания сердца их, так и нам не мстить, а только для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему (Иуд. гл. VIII), и не оставит Своей милостью тех, которые Ему единому служат.»
Наконец Иудифь со святым дерзновением истинной веры объявила Озии и старейшинам, что она совершит дело, которое пронесется сынами рода Иудейского в роды родов… и что в продолжении дней, после которых они решили отдать город врагам, «Господь посетит Израиля ее рукой…»
– «Сегодня ночью я выйду из города с моей служанкой, – сказала Иудифь, – только не расспрашивайте меня о моем предприятии, пока оно не совершится.»
– «Ступай с миром, – сказали ей на ее слова Озия и старейшина, – и Господь Бог перед тобой на отмщение врагам нашим!» – и вышли из шатра Иудифи и пошли к полкам своим.
Иудифь же, отпустив начальников, «пала на лице и громким голосом воззвала к Господу Богу своему: «Господь – имя Тебе! Сокруши же крепость врагов силой Твоей и уничтожь их силу гневом Твоим: ибо они замыслили осквернить святилище Твое, поругаться над мирным селением имени славы Твоей и железом сокрушить рог Твоего жертвенника.
«Воззри на превозношение их, пошли гнев Твой на главы их, дай вдовьей руке моей крепость на то, что задумала я. Устами хитрости моей порази раба перед вождем и вождя перед рабом его, и сокруши гордыню их женской рукой… Ибо не во множестве сила Твоя, и не в могучих – могущество Твое; но Ты – Бог смиренных, Ты – помощник умаленных, заступник немощных, покровитель упавших духом, Спаситель безнадежных. Так, так, Боже отца моего и Боже наследия Израилева, Владыка неба и земли, Творец вод, Царь всякого создания Твоего! Услышь молитву мою, сделай слово мое и хитрость мою раной и язвой для тех, которые задумали жестокое против завета Твоего, святого дома Твоего, высоты Сиона и дома наследия сынов Твоих. Вразуми весь народ Твой и всякое племя, чтобы видели они, что Ты – Бог, Бог всякой крепости и силы, и нет другого защитника рода Израилева, кроме Тебя!»
Укрепив свою душу молитвой, Иудифь оделась в лучшую одежду свою и ночью, вместе со служанкой своей, вышла из города по направлению к неприятельскому стану.
– Чья ты? Откуда идешь и куда отправляешься? – спросили Иудифь воины, состоявшие в передовой страже Ассириян, когда она приблизилась к ним.
– «Я – дочь евреев и бегу от них, потому что они будут преданы на истребление… – отвечала им Иудифь, – я иду к Олоферну, вождю вашего войска, возвестить слова истины и указать ему путь, которым он пойдет и овладеет всей нагорной страной, так что не погибнет из мужей его ни один человек и ни одна живая душа…»
Когда эти люди слушали слова ее и всматривались в лице ее, – она показалась им чудом по красоте, и они сказали ей: «ты спасла душу твою, поспешив прийти к господину нашему; ступай же к шатру его, а наши проводят тебя, пока не передадут тебя ему на руки. Когда ты станешь перед ним, не бойся сердцем твоим, но выскажи слова твои, и он тебя облагодетельствует.»
И Иудифь, в сопровождении стражи, направилась к шатру Олоферна, который отдыхал в то время на роскошном ложе, но, услышав о появлении женщины из Ветилуи, вышел к ней и, пораженный красотой Иудифи, также как и все его воины, стал расспрашивать ее о причинах ее прихода к нему. Тогда она сказала ему, что она «раба благочестивая, день и ночь служащая Богу Небесному», получила извещение от Бога своего, что иудеи будут преданы в руки Олоферна, и потому пришла к нему для избежания смерти. Вместе с тем она предупредила Олоферна, чтобы он, если не хочет быть отражен и безуспешен, не делал нападения на Ветилую до тех пор, пока иудеи не прогневают Бога, решившись употреблять пищу, запрещенную законом Моисеевым, ибо «меч не имеет силы над ними, если он не грешат перед Богом…»
– «Но так как они уже готовы нарушить закон, вынуждаемые оказавшимся недостатком в воде и пище вследствие осады, то как только соделают этот грех, будут преданы на погубление, – продолжала Иудифь, – вот почему я, раба твоя, бежала от них, и Бог послал меня сделать вместе с тобой такие дела, которым изумится вся земля, где только услышат о них…»
«Теперь, господин мой, я останусь у тебя; только пусть раба твоя по ночам выходит на долину молиться Богу, – и Он откроет мне, когда они сделают свое преступление. Я приду и объявлю тебе, и ты выходи тогда со всем твоим войском, – и никто их них не противостанет тебе. Я поведу тебя через Иудею, доколе не дойдем до Иерусалима, поставляю среди его седалище твое, и погонишь их (иудеев), как овец, не имеющих пастуха…»
«Понравились слова ее Олоферну и всем слугам его. Они дивились мудрости ее и говорили: от края до края земли нет такой жены по красоте лица и по разумным речам.» Олоферн, плененный Иудифью, поверил ей и предоставил ей поступать, как ей угодно. И пробыла она в неприятельском лагере в отдельном шатре три дня. А по ночам выходила в долину Ветилуи и, «выходя, молилась Господу Богу Израилеву, чтобы он направил ее к избавлению сынов Его народа.» В четвертый день Олоферн сделал пир, на который пригласил и еврейскую женщину, к которой «подвигалось сердце его», и сказал ей: пей же и веселись с нами… А Иудифь отвечала ему: «буду пить, господин мой, потому что сегодня жизнь моя возвеличилась во мне больше, нежели во все дни от рождения моего.»
Но, присутствуя на пиру, Иудифь не прикасалась к приготовленному роскошному угощению, но ела и пила то, что было приготовлено служанкой ее. Олоферн же «любовался на нее и пил вина весьма много, сколько не пил никогда, ни в один день от рождения», так что когда кончился пир и все разошлись, то его в бессознательном состоянии уложили в шатре на постели его. При нем осталась одна Иудифь. В эту минуту представилась для нее возможность исполнить задуманное ею намерение…
– «Господи! – воззвала она к Богу в эту решительную минуту: – Господи, Боже всякой силы! – Призри в час сей на дела рук моих к возвышению Иерусалима, ибо теперь время защитить наследие Твое и исполнить намерение мое – поразить врагов, восставших на нас! – Потом, подойдя к столбику постели, стоявшему в головах у Олоферна, она сняла с него меч его и, приблизившись к постели, схватила волосы головы его и сказала: Господи, Боже Израиля! Укрепи меня в этот день! – И из всей силы дважды ударила по шее Олоферна и сняла с него голову, и, сбросив с постели тело его, взяла со столбов занавес и, спустя немного времени, вышла из шатра и, отдав служанке своей голову Олоферна, поспешила с ней в Ветилую, пользуясь данным ей позволением выходить вне стана на молитву. Приблизившись к воротам родного города, Иудифь закричала сторожившим их: отворите, отворите ворота! С нами Бог, Бог наш, чтобы даровать еще силу Израилю и победу над врагами, как даровал Он и сегодня.» – И, когда, услышав голос ее, отворили ворота и сбежались все жители города и старейшины, то Иудифь сказала им громким голосом: хвалите Господа, что Он не удалил милости Своей от дома Израилева, но в эту ночь сокрушил врагов наших моей рукой! – И, вынув голову из мешка, показала ее и сказала им: «вот голова Олоферна, вождя Ассирийского войска, и вот занавес его, за которым он лежал от опьянения, и Господь поразил его рукой женщины… Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла; ибо лице мое прельстило Олоферна на погибель его, но он не совершил со мной постыдного и позорного греха…»
Изумленный народ преклонился и единодушно воззвал к Господу: благословен Ты, Боже наш, уничиживший сегодня врагов народа Твоего! – А Озия сказал Иудифи: благословенна ты, дочь, всевышним Богом более всех жен на земле, и благословен Господь Бог, создавший небеса и землю и наставивший тебя на поражение головы начальника врагов наших, ибо надежда твоя не отступит от сердца людей, помнящих силу Божию до века. Да вменит это тебе Бог в вечную славу и да наградит тебя благами за то, что ты жизни своей не пощадила при унижении рода нашего, но выступила вперед, когда мы падали, ты, право ходившая перед Богом нашим! – И весь народ сказал: да будет, да будет!
«И Ахиор, призванный из дома Озии, увидев голову Олоферна и узнав, что совершила Иудифь, припал к ногам ее, поклонился ей и сказал: благословенна ты во всяком селении Иуды, и во всяком народе, которые, услышав о имени твоем, изумятся!
«И видя все, что сделал Бог Израилев, искренне уверовал в Бога и присоединился к дому Израилеву.»
Между тем Иудифь, приказав повесить голову Олоферна на городской стене, предложила на другой день, когда настало утро, чтобы иудеи, взяв оружие, вышли отрядами на всходы горы – с той целью, чтобы неприятели скорее и неожиданнее узнали о смерти своего вождя и смутились. – Так и было. Увидев иудеев, ассирийские начальники поспешили отправиться за приказанием в шатер Олоферна и с ужасом узнали о том, что совершила еврейская женщина… «и душа у них сильно смутилась, и напал страх и трепет на бывших в шатрах, которые все бросивши бежали по всем дорогам равнины и нагорной страны, и расположившиеся лагерем в нагорной стране около Ветилуи также обратились в бегство.» Тогда иудеи погнались за неприятелями и со всех сторон стали наносить им поражение, покуда они не прошли за Дамаск и за пределы его. Прочие жители Ветилуи напали на стан ассирийский, разграбили его и весьма обогатились: 30 дней занимались они собиранием добычи, оставшейся после бегства войска ассирийского. Иудифи присуждено было отдать шатер Олоферна со всеми бывшими в нем драгоценными вещами. Затем весь народ и старейшины его, жившие в Иерусалиме, и сам великий священник Иоаким пришли приветствовать избавительницу народа израильского.
«И сбежались все жены израильские видеть Иудифь, и благословляли ее, и составили из себя для нее хор; она же взяла в свои руки обвитые виноградными листьями жезлы и дала женщинам, выбшим с ней; и возложили они все на себя масличные венки. Иудифь шла впереди всего народа в хоре и вела за собой всех жен, и начала перед всем Израилем благодарственную песнь, и весь народ подпевал эту песнь: – «Воспою Господу моему песнь новую! – воспевала она, – велик Ты, Господи, и славен, дивен силой и непобедим! Да работает Тебе всякое создание Твое: ибо Ты сказал, и совершилось; Ты послал Духа Твоего и – устроилось, – и нет никого, кто противостал бы гласу Твоему! Горы с водами подвигнутся с оснований, и камни, как воск, растают от лица Твоего; но к боящимся Тебя Ты благомилостив!
«Мала всякая жертва для вони благоухания, и всякий тук ничтожен для всесожжения Тебе; но боящийся Господа всегда велик!»
Прибыв в Иерусалим, в котором иудеи праздновали избавление свое от врага перед святилищем в продолжении трех месяцев, Иудифь все драгоценности Олоферна, полученные ею, отдала в жертву Господу. – По возвращении своем в Ветилую, жила она в имении своем и была в свое время славной по всей земле. И состарилась в доме мужа своего, прожив до ста пяти лет, и по смерти похоронена была в пещере мужа своего Манассии.
«Дом Израиля оплакивал ее семь дней. И никто более не устрашал сынов Израиля во дни Иудифи, и много дней по смерти ее…»