Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Страдание преподобно-мученика Макария Каневского

Блаженный Макарий прожил в тяжкое время – время унии и наконец умер мучеником. Он родился в г. Овруче, что на Волыни, в 110 вер. от Киева. Благочестивые родители его Токаревкие воспитали его в страхе Божием по правилам православия. С молодых лет Макарий любил молитву и храм Божий; от занятий домашних уходил в церковь из дома родительского определялся к духовным лицам в услужение, с тем чтобы учиться у них духовному житию; мирская суета наводила на него только скуку. Страшное время унии невольно обращало всех к благочестию, тем более внимавших своему спасению вечному. Блаженный Макарий поступил в Овручский монастырь. Здесь молитва и изучение отеческих творений были любимыми занятиями его. И поныне хранится в Переяславском соборе книга сочинений св. Иоанна Златоуста с собственноручной подписью преп. Макария. В Овруче получил он сан иеродиакона и иеромонаха, а потом и звание настоятеля Овручской обители.

Настоятелем Овручской обители пробыл он 16 лет, а 1557 г., и много вытерпел бед и неприятностей от фанатиков папизма. Эти люди не раз нападали на монастырь его, расхищали церковную собственность и предавали насмешками и бесчестию иноков его. Братья томились и по временам доходили до уныния; преподобный утешал их надеждами на промысл Божий и на блаженную вечность. Он особенно любил псалмы Давида и ими врачевал скорби братии своей. Повторяйте, говорил он им, повторяйте чаще слова Давида: Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Аще восстанет на мя брань, на Него аз уповаю (Псал. XXVI, 3). Раз хищные татары окружили обитель, с намерением хищников-грабителей; произведя грабежи в окрестностях, они держали в осаде затворившуюся обитель, так что иноки не могли выходить ни за водой, ни за хлебом. Преподобный молился и наконец в совете с братьями положил выйти на татар с духовным оружием; совершив молебствие в храме, собор иноков с иконами и хоругвями вышел за ворота обители. – Татары до того были испуганы тем, что бросились бежать и рассеялись, оставив даже всех больных под стенами обители. Это чудное избавление обители от грозившего ей опустошения исполнило сердца иноков благодарной радостью и одушевило твердостью. После того латиняне вместе с униатами пришли толпой в обитель и вызывали преподобного настоятеля на соединение с ними по духу любви, или же на спор с ними о вере. Преподобный отвечал: «какое общение возможно для нас с вами? Вы оставили правила Вселенских соборов, приняли предания лжи и вместо того, чтобы быть под главой – Христом Господом, преклонились перед властителем земным». Когда противники говорили, что и у них вера христианская, он отвечал: «покажите же мне веру вашу в делах. Христианские ли дела ваши, когда убиваете вы людей, истребляете заведения, воспитывающие христианское благочестие? О! воздаст вам Господь судом Своим за дела ваши!» Скоро после того ляхи, наставляемые иезуитами, разорили обитель Макария вместе с городом Овручем и опустошили все окрестности. Иноки Макария рассеялись, кто куда мог.

Черниговский архипастырь Лазарь Баранович, которого известил о своем бедствии блаженный Макарий, писал к о. архимандриту Овручскому от 16 мая 1671 года: «весьма соболезную о том приключении, которого вы и отклонить не могли. В этой скорби ищите утешения в одном Боге, Который кого любит, того и наказывает. Вы находитесь как роза между шипами: она растет между ними, а они ей ничуть не вредят; будете еще долго процветать в Церкви Божьей, как в вертограде, доколе не достигнете небесного. И Христос не легко приобрел тот венец, которым теперь Он украшен: сперва на земле перенес терновые на главе Своей колючки и затем получил на небе венец неувядаемый. Умеет Господь избавлять благочестивых от напасти (2 Пет. 2:9). Много зол праведнику, но Господь от всех избавит его (Пс. 33:20). Крепко хотелось мне жить по-приятельски с вами у Всемилостивого Спаса (в Новгородсеверском монастыре), или где бы вам понравилось; но теперь этих лык не дерут; прежде гораздо удобнее было отыскать себе место, нежели теперь. В настоящее время и сами едим хлеб в изнурении (Пс. 135:2), но готовы поделиться с вами тем же, потому что другого нигде нет, разве только там, где ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Желаю вам после многих лет многих обителей на небе и с молитвами моими препосылаю благословение». Попечительный архипастырь много заботился о страдальце. Он писал к гетману: «его милость о. архимандрит Овручский, будучи не в состоянии покойно жить в своей архимандрии, ограбленный ордами и ляхами, лишенный служителей, которые умерщвлены, между тем как имения забраны, отправился на поклонение святым местам Киевским; будучи постриженцем моим, он посетил меня как сын отца и рассказал мне о своих бедствиях.

 Страдание преподобно-мученика Макария Каневского

Благоволите, вельможность ваша, милостиво принять его, как человека достойного и заслуженного в Церкви Божьей; выслушайте его с доверием, как вполне стоющего веры». По запискам о блаженном Макарии, он жил после того в Киевской лавре и потом определен в настоятеля монастыря Каневского. Когда бесталанный сын великого отца Юрий Хмельницкий не знал, где преклонить голову, блаженный настоятель Каневский дал ему приют у себя.

Предание сохранило несколько дивных дел преп. настоятеля Каневского. Раз пришел к нему житель Канева, лишившийся зрения от болезни, покрывшей тело его струпьями. Болезнь при пособии лекарство частью облегчилась; но зрение не возвратилось, и никакие советы врачей не оказали пользы слепцу. По совету родных обратился он за советом к преп. Макарию. Преподобный отвечал, что лекарств у него нет, но предлагает Евангельский совет: веруй и молись Тому, Кто дал зрение слепому; иди, прибавил преподобный, к навечерию Богоявления Господня и молись. Навечерие совершал сам преподобный, молясь и о слепце. Когда сказал он в молитве храма: «велий еси, Господи, и чудна дела Твоя», слепец ощутил, что мимо очей его прошел резкий луч света, и он стал видеть все. В благодарность построил он храм в честь Богоявления Господня. Другой опыт: сын одной матери молодой человек, вел жизнь рассеянную. Скорбящая мать открыла скорбь свою преподобному и просила помощи его. Преподобный взялся врачевать больного душей сына и то призывал его к себе, то бывал в доме матери, уговаривая сына прийти в себя Рассеянный сын, долго не внимавший ничему, раз сказал: зачем принуждают его долго молиться? Преподобный отвечал: «долгие молитвы совершают иноки по обету, и это к тебе не относится; но вот что относится к тебе: оставаться тебе без молитвы – то же, что осудить душу на голодную смерть; читай одну молитву «Отче наш», и в ней найдешь все – и свет богопознания, и уроки для жизни, и утешение и силу для духа; прочесть эту молитву со вниманием, думаю, не тяжело». Рассеянный сын послушался. И что же вышло? Прочтя раз молитву, он захотел прочесть ее в другой раз и в третий раз. Молитва до того понравилась ему, что он стал читать ее часто и читая учился добру, – стал трудиться, стал жить внимательно к себе, переменился во всем и был утехой матери до гроба. Третий случай относился к судье-лихоимцу, который, несмотря ни на бедность, ни на слезы, продавал суд свой за деньги. Преподобный каждую субботу посылал то от имени одного, деньги с запиской, где повторялось одно: «отдаю последнее, более не имею; пощади себя и меня». Судья, пораженный такой проповедью, не только отстал от лихоимства, но и нажитое неправдой раздал по церквам. Раз по просьбе посетил он Переяславль. В это время один отец семейства был тяжело болен. Горюющая семья просила преподобного совершить над болящим елеосвящение. Он исполнил просьбу их, и больному возвратилось здоровье.

За два года преподобный предсказал свою страдальческую кончину; он убеждал каневцев твердо держаться св. православной веры и говорил: «приять венец нетленный нельзя иначе, как совершая законно подвиг свой».

В 1678 г. султан послал многочисленное войско турок и татар – взять Украину для Юрия Хмельниченка. После осады Чигирина, «бусурманы, так говорит летописец, 25 августа пошли из-под Бужина вверх по Днепру. Дав себе отдых после военных беспокойств, подошли они к славному казацкому городу Каневу и 4 сентября, взяв его, опустошили и умертвили множество людей. Особенно в старинном и прекрасном монастыре Каневском каневцы собрались во множестве и заперлись в большой каменной церкви, надеясь спастись здесь; но турки обложили церковь соломой и дровами, зажгли и задушили всех в церкви». История пр. Макария передает следующие частности сего страшного события: неприятели окружили монастырь, где преподобный питал каневцев молитвой и постом; они старались выманить каневцев из обители; но это не удалось. Разрушив ворота обители, ворвались они в обитель. Преподобный Макарий стоял у ворот с крестом в руках. Они схватили его, и тогда, как прочие рассыпались по кладовым и погребам, варвары начали бить преподобного чем попало и ругались надо св. крестом. Преподобный молил их об одном – пощадить заключившихся в храме. Они вытащили его за монастырь и продолжали бить без пощады. – Страдалец со взором, обращенным к небу молился: «Господи! Приложи мне веру, да верным окажусь перед Тобой». Варвары, терзая святого, вынуждали сказать, где золото и имущество монастырское? Он отвечал: «мои сокровища на небе, – не собирал и не прятал я ничего». Варвары с насмешкой выслушали эти слова и, отпустив тех, которых успели схватить в монастыре, послали сказать заключившимся в храме: пусть сдадутся и выдадут все, иначе их ждет смерть. Преподобный с теми же посланными послал сказать: пусть хранят св. веру и помнят слова Спасителя: аще терпим, с Ним воцаримся, аще отвержемся, и Той отвержется нас. Варвары поставили преподобного между двух столбов и железным оружием стали крутить ноги его. Он молился и терпел. Они стали бить его в грудь и по лицу и хотели было сдирать кожу, но кончили тем, что отрубили голову; тело святого тайно унесено было во храм. Варвары зажгли храм и уморили всех бывших в нем дымом. По уходе из Канева, православные нашли во храме тело преподобномученика во власянице, с крестом на персях и с крестом в руке, – и оно было как бы живое.

С любовью похоронили они его в том же храме, под жертвенником. В 1688 г. при возобновлении храма иноки открыли гроб и нашли тело святого совершенно целым. От мощей преподобного тогда же последовали исцеления. Но так как враги православия не переставали по временам нападать на Каневскую обитель, то в том же году иноки перенесли св. тело мученика в Переявлавскую полковую церковь св. Воскресения; когда же Переяславский епископ Захарий Корнилович, по дозволению Петра Великого, построил кафедральный Михайловский монастырь с храмом, то в 1713 г. мощи преп. Макария перенесены были в храм обители; по ее закрытии они поставлены (4 августа 1786 г.) в соборный храм Вознесенского монастыря, где и поныне почивают.

Примечания
1* Описание жития св. преподобномученника Макария Овручского. В нем много сведений о Каневской жизни препод. Макария, но показания хронологические – неверны. – Ошибки повторены даже во 2 изд. словаря святых. Спб. 1862 г.
2* Письма преосв. Лазаря в Черв. епарх. извест. 1863 г. Преосв. Лазарь называл Макария своим «постриженцем» в том смысле, что в 1657 г., по смерти м. Сильвестра, он управлял митрополиею и поставил Макария в игумена Овручского. – Ркп. житие говорит, что др. Макарий посвящен в иеромонаха в архимандрита м. Иосифом; новое издание словаря повторяет это известие. Но тут – очевидная ошибка.
3* В ркп. в печатном житии Макария сказано, что он определен в Канев за 10 лет до его смерти м. Кивриавоы. Но первое – неточно, если он и в том же 1671 г., как изгнан из Овруча, определен в Канев; а житие говорит еще, что в Киеве прожил он будто бы 2 года, что уже и невероятно, по заботливости о нем преосв. Лазаря. Киевского митроп. Киприана в это время вовсе не было; на правом берегу Днепра управлял церквами и монастырями м. Иосиф Нелюбович Тукальский, и он-то, конечно, вследствие ходатайства преосв. Лазаря пред гетманом Дорошенком, определил Макария в Канев. А Киприан не был ли какой-либо заграничный архипастырь, пребывавший в Украине и принявший участие в судьбе преп. Макария? В то время не малое число заграничных архипастырей проживало на Украине.
4* Конисский: «Юрий принял монашество в Корсуне в октябре1662 г. (Величко 2, 36, летоп. Белозер. 29)». В 1664 г. он заключен был в Мариенбурге вместе с Иосифом Тукальским и в 1668 г., отправляясь из Умани в Киев с игуменом Уманским, был схвачен Татарами и отправлен в Константинополь (Летоп. Белозер. 76. 78. 79. Величко 2, 334). По времени определения яр. Макария в Канев (пр. 68) принимал он Юрия в Каневе в 1672 г.
5* Величко летоп. 2, 485.
6* Сл. Максимовича Географ. словарь М. 1861 г. 1, 949. По ркп. житию кончина св. Макария и разорение Канева относятся к 1653 г. Но в этом году не видно ни по каким памятникам разорения Канева. А что говорится о разорении в его житии, – согласно с летописным описанием разорения 1678 г. (Сл. о Каневе в Киевск. губ. ведом. 1846 г. № 2–5 и 46). Письма архиеп. Лазаря не оставляют сомнения, что пр. Макарий пострадал после 1657 г. Днем кончины показано 7 ч. сент. в словаре святых, стр. 175. 1671 г.