† Святой Вестохии
По стопам блаженной матери Павлы следовала блаженная дочь Евстохия.
Хотя Евстохия и воспитывалась под надзором благочестивой вдовы Маркеллы, но не легко было дочери сенаторской, девушке из самого аристократического и богатого дома, решиться на нищету Христову, тем более, что Евстохия – первая из благородных дев Рима решалась посвятить себя девству. Родные восстали с силой против ее монашества. Тетка Протекстата, аристократка высшего полета, по воле мужа, сбросила с Евстохии смиренную одежду ее и пышно нарядила ее, «желая победить решимость дочери и желание матери». Что же случилось? Бог – помощник добру и против греха. По известию блаженного Иеронима, «в ту же ночь видит она – тетка, явился ей грозный ангел и говорит: «ты ли смела предпочесть волю мужа воле Христовой? Ты коснулась святотатственными руками главы девы Божьей. Руки твои будут сохнуть, чтобы почувствовала ты себя; 5 месяцев приблизишься ты к гробу. Если будешь упорствовать в нечестии, лишишься и мужа и детей». Все выполнилось в свое время, и позднее раскаяние запечатлела смерть». Мужественная девушка твердо шла своим путем и не смотрела на суд гордого мира. Иероним справедливо писал: «кто храбрее Евстохии, которая обетом девства взяла в плен ворота благородства и гордость консульского рода».
Блаженные Иероним, содействовавший советами Евстохии в решимости жить девой для Господа, в 383 году написал для нее обширное сочинение о девстве. «Пока мы живем в этом хрупком теле», писал он, «пока носим сокровище в глиняном сосуде (2 Кор. 4:7), и плоть борется с духом, как дух с плотью (Гал. 5:17), дотоле нет верной победы. Потому постоянно необходимы смирение и труд. Особенно для молодого тела нужно воздержание: смирение и труд. Особенно для молодого тела нужно воздержание: свобода, какую дозволяют себе многие в этом отношении, вызывает жалкие последствия. Надобно уклоняться от сношения с лицами, от которых веет мирщиной. Редко ходите и на поклонение мученикам, покланяйтесь им в келье вашей. Трудно, чтобы душа человеческая не любила ничего, не увлекалась какими-нибудь чувствами. Путь же плотская любовь побеждается любовью духовной, пусть одно желание ослабляется другим. Обливайте, обмывайте ложе ваше, бодрствуйте в уединении; пойте сердцем и устами: «благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его, очищающего вся беззакония твоя, исцеляющего вся недуги твоя». Преимущества девственной жизни слишком высоки, чтобы не уважать и не любить их полной душой». Указывая на средства охранять дорогое сокровище, предлагает как можно более оставаться в уединении, заниматься молитвой, не слушать льстецов. «Не уверяйте себя, будто вы молоды, нежны, слабы и потом не можете заниматься рукоделием. Не отзывайтесь ни о ком дурно; попостясь несколько дней, не думайте, будто превосходите тем в добродетели людей, которые не постятся. Пусть Вы и поститесь, но можете быть нетерпеливы, заносчивы; а другой не постится, за то кроток и смирен». Надобно притом опасаться и тщеславия, не выставлять из себя особенности. «Когда поститесь, будьте веселы лицем. Одеяние ваше пусть будет довольно чисто, а не гнусно, чтобы проходящие не указывали пальцем». «Как и тщеславие, скупость – вещь дурная». Изобразив жизнь разных подвижников Востока, говорит: «не смотрите на тех, которые заботливы о плоти, о приобретении имущества, считают доходы. Не говорите: «та и та пользуется своей собственностью, в почете у людей, к ней собираются братья и сестры, и перестала ли она быть девой?» Бог смотрит на нас не так, как люди. Если по телу она и дева, но не знаю, дева ли она по душе? Апостол так определил деву: да будет святой по телу и по душе (1 Кор. 7:34)… Надобно нам смотреть не на жизнь грешных, а на жизнь святых, мучеников, апостолов».
Прибыв в Иерусалим с матерью, посетив святые места его, побывав у пустынников Востока, Евстохия от имени своего и своей матери писала в Рим к Маркелле письмо, приглашая ее на Восток.
«Начиная со времени вознесения Господня и до сего дня», писала она, «как многие епископы, мученики, красноречивые учители посещали Иерусалим. Им как бы недоставало чего-то в их благочестии, уме, добродетели, если бы не поклонились Христу в тех местах, откуда распространился свет Евангельский, зажегшийся с креста. И в самом деле, если оратора осуждают за то, что не изучал он греческих наук в Афинах, а в Ливии, и с латинскими знакомился не в Риме, а в Сицилии, так как каждая провинция имеет сови преимущества, которых нет у другой, – как же верить, что, не посещая христианских Афин, могут восходить на высоту христианской мудрости?
«Не отвергаем, что Царство Божие внутреннее должно быть внутри нас и что есть великие, святые люди и в других странах. Но мы хотим сказать, что первые, лучшие люди всего света собираются здесь. Мы не принадлежим к первым, а к последним, и пришли сюда, чтобы видеть первых всех стран. Лучшие цветы, дорогие камни – это лики иноков. Британия, отделенная от нашей страны, так как хочет успевать в христианском благочестии, должна присылать своих с Запада на Восток, чтобы они могли видеть месть, которое знают только по слуху и по описанию святого Писания. Что сказать об Армении, Персии, Индии, Египте, столько плодовитом иноками, о Понте и Каппадокии, о Сирии и Месопотамии, о всем Востоке? Со всех сторон спешат сюда, и мы можем видеть разные образцы добродетели. Языки разные, а благочестие одно. Почти столько же ликов поющих, сколько разностей племенных. При этом первая добродетель христиан – обращение далекое от гордости и суетности; спорят только о том, чтобы превзойти в смирении».
Описав другие добродетели, которые видятся в опытах, обращается к Вифлеему. «Эти ясли, где лежало Божественное Дитя! Ах! Их надобно чтить более молчанием, чем словами. – Куда годятся обширные портики, великолепные комнаты, покрытые золотом, высокие здания, убранные трудом голодных и слезами рабов?... Вот в этой пещерке земной родился Творец мира; здесь повит пеленами, посещен пастырями, показан звездой, принял поклонение волхвов. Конечно, и в Риме есть церковь… Но самое величие города, его могущество и слава, надобность видеться и видеть, поздравлять и поздравляться, хвалить и бранить, слушать, или говорить, видеть такое множество людей – очень далеки от тишины и покоя иноческого. Если видим приходящих, теряем молчание; если не видим, считают это за гордость. Отдавая визит за визит, переступаем гордый вход, под бранью слуг входим в золоченые двери».
«В городке Христовом сельская простота и молчание; их нарушают только звуки псалмов. Куда ни посмотришь, слышишь хвалы Богу. Поселянин за плугом поет: аллилуия. Жнец, покрытый потом, оглашает себя псалмами, и виноградарь, обрезывающий лозу, издает звуки Давидовой песни. Псалмы – единственная песня в этой стороне; это – любимые песни здесь; это и песнь пастуха, и песнь пахаря».
После живого, картинного описания страны, Евстохия живо описывает воображаемое пребывание Маркеллы в святой земле.
«О! когда же ангел-путник принесет нам весть: наша Маркелла в гавани Палестинской! Когда лики иноков и инокинь суетливо будут готовиться к ее приему!... Вот наступает день, когда рука об руку вступаем в пещеру Спасителя, плачем на гробе Господа, плачем с сестрою, плачем с матерью; лобызаем крест; входим па Елеонскую гору и летим на крыльях духа вслед возносящегося Спасителя; видим Лазаря, обвернутого пеленами; видим реку Иордан, который так весел был при крещении Иисуса; посещаем пещеры пастухов и молимся в гробнице Давидовой; видим пророка Амоса, как он на свале играет на пастушеской свирели. Спешим к Аврааму, Исааку и Иакову и к памятникам жен их; видим поток, в котором Филипп крестил евнуха... Идем в Назарет и, по значению имени его, видим прекрасные цветы Галилеи. Невдали отсюда встречаем Kawy, где Спаситель претворил воду в вино. Потом идем на Фавор и желаем видеть пребывание Спасителя не с Моѵсеем и Илиею, как Петр, а с Отцом и Св. Духом. Потом мы на Геннисаретском озере и отселе в пустыне, где накормлены раз пять тысяч, в другой четыре тысячи четырьмя и семью хлебами (Мф.14:22, 15:38). Идем далее и видим городок Наин, при воротах которого воскрешен сын вдовы; далее в виду гора Хеврон и поток Эндор, при котором побежден Сисара, еще Капернаум, избранное место чудес Христовых. Теперь возвращаемся мы, сопровождаемые Христом, чрез Силом, Вефиль и другие места, где построены церкви, – победные знаки Иисуса, возвращаемся в свою пещеру. Кончив путешествие, мы будем часто плакать и еще чаще петь, молиться непрерывно и, уязвленные любовию к Иисусу, станем повторять: «я нашла Его, Которого любит душа моя; я нашла Его и держу Его и никогда не отпущу Его» (Песнь песн. III, 4).
Маркелла была уже дряхла для дальних путешествий; но письмо к ней о Востоке без сомнения произвело в Риме сильные движения. Оно может принесть пользу и тем жалким больным, которые больны сомнениями о Евангельской истории.
«И слово и походка и жизнь ее – училище добродетели», писал Иероним к Лете о Евстохии, советуя отослать дочь к ее тетке. Павла точно воспитывалась у тетки, когда еще жива была св. бабка Павла, и внучка языческого жреца была потом искреннею инокинею.
Когда в 404 г. умерла св. Павла, потеря такой матери горько была оплакиваема дочерью. В утешение Евстохии Иероним красноречивым пером описал жизнь св. Павлы.
Евстохия теперь начальница общины, чем была мать. Надобно было заботиться о содержании обителей. Но было ли чем содержать? «Свидетель Иисус, писал Иероним, мать не оставила для дочери ни копейки; все роздано бедным; осталась только чужая медь, долги и множество братий и сестер. Содержать их трудно, а отсылать грешно. Но будь покойна, Евстохия: ты богата великим наследством, часть твоя – Господь».
Только с надеждою на Господа Иисуса и управляла общиною Евстохия. Блаж. Иероним продолжал помогать ей советами, ободрял ее утешениями небесными. Он перевел для Вифлеемских обителей иноческие правила св. Пахомия. Толкования на пророков Иезекииля и Исаию посвятил Евстохии, которая, под его руководством, давно изучила Еврейский язык. После молитвы изучение подлинного смысла св. Писания было для Евстохии самым приятным и освежающим трудом. Современник Палладий писал: «дочь блаженной Павлы, Евстохия, и ныне подвизается в Вифлееме; она, говорят, жена самая целомудренная и содержит общежитие 50 дев.
В 416 г. Пелагиане, в бешенстве гнева на обличителя их Иеронима, ворвались в его монастырь, убили нескольких людей, в том числе диакона, ограбили и сожгли монастырь его; потом ворвались в монастырь Евстохии, ограбили, что могли захватить; инокини спаслись бегством, но вся прислуга была перебита остервенелыми. Блаженная Евстохия и младшая Павла писали в тоне весьма умеренном о постигшем их несчастии к п. Иннокентию; не называя по имени бунтовавших, они выставляли только беззащитное свое положение. Папа писал настойчивое требование к Иерусалимскому патриарху Иоанну – обуздать дерзости еретиков. «Если ты не сделаешь того, то сам потребован будешь к церковному суду». Но Иоанн уже умер. Пелагиане усмирены были no соборному определению патр. Проилием. В следующем 418 году страшное землетрясение навело ужас на всех в Палестине, – многие ожидали кончины мира. Ряд скорбей приготовил подвижницу к переходу в блаженную вечность. Незадолго пред смертию глубокого старца-наставника, 28 сентября 419 г., почила преподобная Евстохия.