Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Святой Вестохии

По стопам блаженной матери Павлы следовала блаженная дочь Евстохия.

Хотя Евстохия и воспитывалась под надзором благочестивой вдовы Маркеллы, но не легко было дочери сенаторской, девушке из самого аристократического и богатого дома, решиться на нищету Христову, тем более, что Евстохия – первая из благородных дев Рима решалась посвятить себя девству. Родные восстали с силой против ее монашества. Тетка Протекстата, аристократка высшего полета, по воле мужа, сбросила с Евстохии смиренную одежду ее и пышно нарядила ее, «желая победить решимость дочери и желание матери». Что же случилось? Бог – помощник добру и против греха. По известию блаженного Иеронима, «в ту же ночь видит она – тетка, явился ей грозный ангел и говорит: «ты ли смела предпочесть волю мужа воле Христовой? Ты коснулась святотатственными руками главы девы Божьей. Руки твои будут сохнуть, чтобы почувствовала ты себя; 5 месяцев приблизишься ты к гробу. Если будешь упорствовать в нечестии, лишишься и мужа и детей». Все выполнилось в свое время, и позднее раскаяние запечатлела смерть». Мужественная девушка твердо шла своим путем и не смотрела на суд гордого мира. Иероним справедливо писал: «кто храбрее Евстохии, которая обетом девства взяла в плен ворота благородства и гордость консульского рода».

Блаженные Иероним, содействовавший советами Евстохии в решимости жить девой для Господа, в 383 году написал для нее обширное сочинение о девстве. «Пока мы живем в этом хрупком теле», писал он, «пока носим сокровище в глиняном сосуде (2 Кор. 4:7), и плоть борется с духом, как дух с плотью (Гал. 5:17), дотоле нет верной победы. Потому постоянно необходимы смирение и труд. Особенно для молодого тела нужно воздержание: смирение и труд. Особенно для молодого тела нужно воздержание: свобода, какую дозволяют себе многие в этом отношении, вызывает жалкие последствия. Надобно уклоняться от сношения с лицами, от которых веет мирщиной. Редко ходите и на поклонение мученикам, покланяйтесь им в келье вашей. Трудно, чтобы душа человеческая не любила ничего, не увлекалась какими-нибудь чувствами. Путь же плотская любовь побеждается любовью духовной, пусть одно желание ослабляется другим. Обливайте, обмывайте ложе ваше, бодрствуйте в уединении; пойте сердцем и устами: «благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его, очищающего вся беззакония твоя, исцеляющего вся недуги твоя». Преимущества девственной жизни слишком высоки, чтобы не уважать и не любить их полной душой». Указывая на средства охранять дорогое сокровище, предлагает как можно более оставаться в уединении, заниматься молитвой, не слушать льстецов. «Не уверяйте себя, будто вы молоды, нежны, слабы и потом не можете заниматься рукоделием. Не отзывайтесь ни о ком дурно; попостясь несколько дней, не думайте, будто превосходите тем в добродетели людей, которые не постятся. Пусть Вы и поститесь, но можете быть нетерпеливы, заносчивы; а другой не постится, за то кроток и смирен». Надобно притом опасаться и тщеславия, не выставлять из себя особенности. «Когда поститесь, будьте веселы лицем. Одеяние ваше пусть будет довольно чисто, а не гнусно, чтобы проходящие не указывали пальцем». «Как и тщеславие, скупость – вещь дурная». Изобразив жизнь разных подвижников Востока, говорит: «не смотрите на тех, которые заботливы о плоти, о приобретении имущества, считают доходы. Не говорите: «та и та пользуется своей собственностью, в почете у людей, к ней собираются братья и сестры, и перестала ли она быть девой?» Бог смотрит на нас не так, как люди. Если по телу она и дева, но не знаю, дева ли она по душе? Апостол так определил деву: да будет святой по телу и по душе (1 Кор. 7:34)… Надобно нам смотреть не на жизнь грешных, а на жизнь святых, мучеников, апостолов».

Прибыв в Иерусалим с матерью, посетив святые места его, побывав у пустынников Востока, Евстохия от имени своего и своей матери писала в Рим к Маркелле письмо, приглашая ее на Восток.

«Начиная со времени вознесения Господня и до сего дня», писала она, «как многие епископы, мученики, красноречивые учители посещали Иерусалим. Им как бы недоставало чего-то в их благочестии, уме, добродетели, если бы не поклонились Христу в тех местах, откуда распространился свет Евангельский, зажегшийся с креста. И в самом деле, если оратора осуждают за то, что не изучал он греческих наук в Афинах, а в Ливии, и с латинскими знакомился не в Риме, а в Сицилии, так как каждая провинция имеет сови преимущества, которых нет у другой, – как же верить, что, не посещая христианских Афин, могут восходить на высоту христианской мудрости?

«Не отвергаем, что Царство Божие внутреннее должно быть внутри нас и что есть великие, святые люди и в других странах. Но мы хотим сказать, что первые, лучшие люди всего света собираются здесь. Мы не принадлежим к первым, а к последним, и пришли сюда, чтобы видеть первых всех стран. Лучшие цветы, дорогие камни – это лики иноков. Британия, отделенная от нашей страны, так как хочет успевать в христианском благочестии, должна присылать своих с Запада на Восток, чтобы они могли видеть месть, которое знают только по слуху и по описанию святого Писания. Что сказать об Армении, Персии, Индии, Египте, столько плодовитом иноками, о Понте и Каппадокии, о Сирии и Месопотамии, о всем Востоке? Со всех сторон спешат сюда, и мы можем видеть разные образцы добродетели. Языки разные, а благочестие одно. Почти столько же ликов поющих, сколько разностей племенных. При этом первая добродетель христиан – обращение далекое от гордости и суетности; спорят только о том, чтобы превзойти в смирении».

 Святой Вестохии

Описав другие добродетели, которые видятся в опытах, обращается к Вифлеему. «Эти ясли, где лежало Божественное Дитя! Ах! Их надобно чтить более молчанием, чем словами. – Куда годятся обширные портики, великолепные комнаты, покрытые золотом, высокие здания, убранные трудом голодных и слезами рабов?... Вот в этой пещерке земной родился Творец мира; здесь повит пеленами, посещен пастырями, показан звездой, принял поклонение волхвов. Конечно, и в Риме есть церковь… Но самое величие города, его могущество и слава, надобность видеться и видеть, поздравлять и поздравляться, хвалить и бранить, слушать, или говорить, видеть такое множество людей – очень далеки от тишины и покоя иноческого. Если видим приходящих, теряем молчание; если не видим, считают это за гордость. Отдавая визит за визит, переступаем гордый вход, под бранью слуг входим в золоченые двери».

«В городке Христовом сельская простота и молчание; их нарушают только звуки псалмов. Куда ни посмотришь, слышишь хвалы Богу. Поселянин за плугом поет: аллилуия. Жнец, покрытый потом, оглашает себя псалмами, и виноградарь, обрезывающий лозу, издает звуки Давидовой песни. Псалмы – единственная песня в этой стороне; это – любимые песни здесь; это и песнь пастуха, и песнь пахаря».

После живого, картинного описания страны, Евстохия живо описывает воображаемое пребывание Маркеллы в святой земле.

«О! когда же ангел-путник принесет нам весть: наша Маркелла в гавани Палестинской! Когда лики иноков и инокинь суетливо будут готовиться к ее приему!... Вот наступает день, когда рука об руку вступаем в пещеру Спасителя, плачем на гробе Господа, плачем с сестрою, плачем с матерью; лобызаем крест; входим па Елеонскую гору и летим на крыльях духа вслед возносящегося Спасителя; видим Лазаря, обвернутого пеленами; видим реку Иордан, который так весел был при крещении Иисуса; посещаем пещеры пастухов и молимся в гробнице Давидовой; видим пророка Амоса, как он на свале играет на пастушеской свирели. Спешим к Аврааму, Исааку и Иакову и к памятникам жен их; видим поток, в котором Филипп крестил евнуха... Идем в Назарет и, по значению имени его, видим прекрасные цветы Галилеи. Невдали отсюда встречаем Kawy, где Спаситель претворил воду в вино. Потом идем на Фавор и желаем видеть пребывание Спасителя не с Моѵсеем и Илиею, как Петр, а с Отцом и Св. Духом. Потом мы на Геннисаретском озере и отселе в пустыне, где накормлены раз пять тысяч, в другой четыре тысячи четырьмя и семью хлебами (Мф.14:22, 15:38). Идем далее и видим городок Наин, при воротах которого воскрешен сын вдовы; далее в виду гора Хеврон и поток Эндор, при котором побежден Сисара, еще Капернаум, избранное место чудес Христовых. Теперь возвращаемся мы, сопровождаемые Христом, чрез Силом, Вефиль и другие места, где построены церкви, – победные знаки Иисуса, возвращаемся в свою пещеру. Кончив путешествие, мы будем часто плакать и еще чаще петь, молиться непрерывно и, уязвленные любовию к Иисусу, станем повторять: «я нашла Его, Которого любит душа моя; я нашла Его и держу Его и никогда не отпущу Его» (Песнь песн. III, 4).

Маркелла была уже дряхла для дальних путешествий; но письмо к ней о Востоке без сомнения произвело в Риме сильные движения. Оно может принесть пользу и тем жалким больным, которые больны сомнениями о Евангельской истории.

«И слово и походка и жизнь ее – училище добродетели», писал Иероним к Лете о Евстохии, советуя отослать дочь к ее тетке. Павла точно воспитывалась у тетки, когда еще жива была св. бабка Павла, и внучка языческого жреца была потом искреннею инокинею.

Когда в 404 г. умерла св. Павла, потеря такой матери горько была оплакиваема дочерью. В утешение Евстохии Иероним красноречивым пером описал жизнь св. Павлы.

Евстохия теперь начальница общины, чем была мать. Надобно было заботиться о содержании обителей. Но было ли чем содержать? «Свидетель Иисус, писал Иероним, мать не оставила для дочери ни копейки; все роздано бедным; осталась только чужая медь, долги и множество братий и сестер. Содержать их трудно, а отсылать грешно. Но будь покойна, Евстохия: ты богата великим наследством, часть твоя – Господь».

Только с надеждою на Господа Иисуса и управляла общиною Евстохия. Блаж. Иероним продолжал помогать ей советами, ободрял ее утешениями небесными. Он перевел для Вифлеемских обителей иноческие правила св. Пахомия. Толкования на пророков Иезекииля и Исаию посвятил Евстохии, которая, под его руководством, давно изучила Еврейский язык. После молитвы изучение подлинного смысла св. Писания было для Евстохии самым приятным и освежающим трудом. Современник Палладий писал: «дочь блаженной Павлы, Евстохия, и ныне подвизается в Вифлееме; она, говорят, жена самая целомудренная и содержит общежитие 50 дев.

В 416 г. Пелагиане, в бешенстве гнева на обличителя их Иеронима, ворвались в его монастырь, убили нескольких людей, в том числе диакона, ограбили и сожгли монастырь его; потом ворвались в монастырь Евстохии, ограбили, что могли захватить; инокини спаслись бегством, но вся прислуга была перебита остервенелыми. Блаженная Евстохия и младшая Павла писали в тоне весьма умеренном о постигшем их несчастии к п. Иннокентию; не называя по имени бунтовавших, они выставляли только беззащитное свое положение. Папа писал настойчивое требование к Иерусалимскому патриарху Иоанну – обуздать дерзости еретиков. «Если ты не сделаешь того, то сам потребован будешь к церковному суду». Но Иоанн уже умер. Пелагиане усмирены были no соборному определению патр. Проилием. В следующем 418 году страшное землетрясение навело ужас на всех в Палестине, – многие ожидали кончины мира. Ряд скорбей приготовил подвижницу к переходу в блаженную вечность. Незадолго пред смертию глубокого старца-наставника, 28 сентября 419 г., почила преподобная Евстохия.

Примечания
1* Hieronymi ер. 127. ed. Migne.
2* Ер. Hieronymi 22, quando prim a Romanae urbis viigo nobilis essent caepisti, tanto tibi amplius laborandum est.
3* Ep. ad Laetam 107 ed. Migne, p. 873.
4* Ep. ad Pammachium, ed. Migne, p. 640.
5* Ep. 22 ad Eustochiuui p. 394–425 ed. Migne.
6* Inter epistolas Hieronymi ep. 46 ed. Migne, p. 485–492.
7* Гробницы Иудейских царей на Сионе в царском саду. 3Цар.11:43; 25, 4. 2Пар.26:23; 28, 27; 32, 33. Деян. 2:29. Ныне известные царские гробницы, на расстоянии 90 шагов от Дамасских ворот, принадлежат Иродовой фамилии. Иос. Флавий de bello lud. 5, 3, 2; 5, 4. 2.
8* Быт.49, 51. О пещере Авраамовой довольно говорит Даниил, который замечает: «а Рахиль лежит у Вифлиома на пути», стр. 64. То же, Зосима (Путеш., стр. 66, изд. 1849 г.).
9* Даниилово описание Назареты, стр. 130–133. Allioli bibl. Altherth. 2, 437–441.
10* Игум. Даниил полагал Кану Евангельскую в 9 верстах от Назарета. Г. Норов думает, что Кана эль Джемиль есть Кана И. Навина, 19, 28, расположенная в 2 часах пути от Назарета, а Евангельская Кана – есть Кана-Кефр, находящаяся в расстоянии одного часа пути от Назарета (Путеш. Д. 134. 136). Но Робинсон и старые западные паломники оправдывают Даниила Allioli Altherth. 2, 447. 448.
11* Наин на долине Езраелевой, в 2 час. от Фавора на юго-запад от него; Эндор между Наином и Фавором. О Фаворе Даниил, 126–128. Allioli. 164–168. 435. 436.
12* Капернаум, по частому пребыванию в нем Сласителя, называется Его городом. Мф.9:1; 17:21. Лк. 2:28. Мк. 2:1. Кафар-Наум поселение Наумово, во время Иеронима город, в VII веке уже без стен, при Данииле – село (стр. 120), с XVI столетия – развалины. Исследование о нем Норова в путеш. Даниила 123–125.
13* Epist. 107, р. 877.
14* Ер. 108, р. 905.
15* Лавзаик, гл. 110.
16* Augustinus de gestis Pelagianorum.
17* Int. epist. Hieronymi, стр. 137.
18* Папа от 21 сент. 417 г. писал в Карфаген: «вот у нас послание Проилия Иерусалимского епископа, поставленного на место Иоанна, который был когда-то защитником Пелагия... на соборе, где председательствовал св. Феодот, епископ Антиохийский, Пелагий уличен обвинителями, и его выгнали из св. мест Иерусалимских». То же, Марий Меркатор Common. 6.3.
19* Муравьева, ист. Иерусалима 1, 111, 112.
20* По Римскому мартирологу, сент. 28: «кончина св. Евстохии девы, дочери блаженной Павлы; она, воспитанная при яслях Господа с другими девами, сияла многими добродетелями и переселилась ко Господу». Усуардов умноженный мартиролог, сентября 28: «кончина девы Евстохии, дочери св. Павлы вдовицы; сколько уважал ее св. Иероним, показывают его к ней письма и к матери ее, равно и то, что называет он ее дорогим украшециеи девства и Церкви» р. 518 ed. Migne.