Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преподобного Ефрема Перекопского

Жизнь уединенная влекла к себе Евстафия с молодых его лет. Обученный грамоте, он любил и в доме родителей, Стефана и Анны, поститься и молиться и не любил забав юности. По влечению души своей, он тайно ушел в Кашинский монастырь. Родители, узнав о месте пребывания его, долго уговаривали его возвратиться в доме их; после разговоров с ним, они уступили его желаниям, – сами посвятили себя уединенной жизни и скончались в иночестве. Пробыв три года в Кашинском монастыре, пришел он в обитель преподобного Саввы Вишерского, тогда еще «малоогражденную, в нейже церковь малая древяная».

 Преставление преподобного Ефрема Перекопского

Здесь на 25 году жизни принял он пострижение с именем Ефрема и со всей ревностью проходил монастырские послушания. – Под руководством великого подвижника блаженный Ефрем прожил 25 лет. Он столько приобрел у великого аввы духовной опытности, что преподобный Савва перед смертью своей (1462 г.) поручил обитель свою Андрею и Ефрему, как опытнейшим из учеников своих.

После кончины преподобного Саввы блаженный Ефрем недолго оставался в Вишерской обители; он удалился на западный берег озера Ильменя, к устью реки Веренды, и на берегу речки Черной поставил себе келью. Место здесь было глухое, безмолвное, самое приятное для пустынника. Один из окрестных жителей нечаянно набрел на хижину Ефрема и изумился, что в такой глуши живет человек; беспомощному отшельнику принес он потом хлеба и муки. Отшельник благодарил Господа. Затем прибыл к Ефрему подвижник Фома с двумя учениками; они поставили себе келью вблизи кельи Ефремовой. За ними вслед пришли и другие. По просьбе новых спостников своих блаженный Ефрем принял на себя сан священства и игуменства. Любимый ученик дивного Саввы, столько лет подвизавшийся под его руководством, известен был многим по своей жизни. Ему скоро доставили средства построить сперва деревянный храм Богоявления, а потом и каменный, в честь святого Николая. – Гораздо более надобно было употребить трудов и времени, чтобы местность обители, болотистую и нездоровую, сделал удобной для пребывания на ней. Преподобный копал каналы для осушения места, а чтобы доставить в обитель чистую воду, провел он из Веренды в озеро проток. Оттого-то и пустынь его в свое время называлась Перекопской, а по протоку Веренды – Верендовской. – Блаженный игумен являлся первым во всех работах и послушаниях. – Ходил в пекарню готовить хлебы и просфоры, носил воду и рубил дрова, часто ходил в служебную палату и, во время отдыха братий, молол за других рожь. По его установлению каждый брат молол ночью назначенную часть ржи; после утрени братия также шли на работу в поле или огород, после литургии и трапезы снова трудились. В подвигах труда и молитвы преподобный Ефрем достиг осмидесятилетней старости и мирно преставился 26 сентября 1492 года. Трудолюбивое тело его положено было близ построенного им храма святого Николая.

Впоследствии монастырь от частых наводнений перенесен был на другое место, безопасное от наводнений, и над гробом преподобного Ефрема поставлена была часовня; в 1545 г. мая 16-го святые мощи его перенесены были в обитель и тогда же установлено было праздновать память его. – В 1582 г. главный каменный храм обители с приделом в честь преподобного Ефрема от нападения ляхов стоял без служения и 13 келий обители оставались пустыми, но потом обитель была восстановлена.

Примечания
1* Ркп. житие пр. Ефрема в общ. ист. № 45, у Царского № 136. Оно называется сочинением Романа, ученика Ефремова. Но по множеству хронологических и исторических ошибок, из которых некоторые, но не все, указаны в ист. иер. V, 470. 472. 474, несомненно, что известное ныне житие – переделка записок ученика Ефремова, составленная человеком подобным о. Василию; многословие и напыщенность говорят о том же.
2* По ркп. житию Евстафий удалился в Колязин монастырь; но этот монастырь основан позже 1433 г. Сожитие Макария Колязинского с Евстафием в Каблуковом монастыре ввело в ошибку, повторенную и в словаре.
3* В житии сказано, что Ефрем удалился из Вишерской обители в 1450 г. Но Пахомий, писавший жизнь преп. Саввы ок. 1465 г., говорит, что Ефрем в 1462 г. был еще в Вишерской обители и выслушивал завещание препод. Саввы и обители. – Словарь и здесь повторяет старую ошибку.
4* По ркп. житию преподобный преставился при архиеп. Геннадин, след. не раньше 9 дек. 1484 г. С другой стороны в 1462 г. не могло быть ему меньше 50 лет. Потому кончину его остается отнесть к 14.92 г.
5* Ист. иер. V, 473. 474. Служба прев. Ефрему 16 мая (минея мая, М. 1646 г.) составляет почти буквальное повторение службы пр. Савве (окт. 1); к сожалению, не исключены из нее и некоторые исторические черты жизни препод. Саввы. В святцах устава XVI в. (Толстаго 1. № 100) 17 мая «перенесение мощей Ефрема игумена Перекопского».
6* Неволин о пятынах, стр. 71.
7* Ист. иер. V, 475–479. Сведен. о монаст. 386. 387.